Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль экологического воспитания в начальной школе

Гурова Наталья Александровна

Начальная школа – это не только формирование у маленького человека прочных знаний, осознанных навыков в чтении, счете, письме –  это, если угодно, действенная «прививка»  нравственных основ.  Душа ребенка в этом возрасте доверчиво открыта, что позволяет  средствами учебных предметов воспитывать  в ней лучшие моральные качества: человеколюбие, любовь к Отечеству, родной речи, родной природе. Ведь как ребенка научить думать и действовать, так он и поступит.

Особенно острой в последнее время стала проблема взаимодействия человека с окружающим миром, с природой. Трудности приняли, можно сказать, земные масштабы.

Одна из причин такого положения – неумение (или нежелание в погоне за прибылью) предвидеть последствия вмешательства во внешний мир – экологическая безграмотность. Решать эту сложную экологическую задачу, возможно, как раз и придется сегодняшним ученикам начальной школы.

Начальные классы, как уже отмечалось,  – период впитывания, накопления, период усвоения. Этому способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету учителя, повышенная восприимчивость, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.  И в эту пору следует закладывать нравственные основы, умение видеть красоту, уникальность и хрупкость природы, сопереживание ей.

Возраст учеников начальной школы – база формирования этих основ. Конечно, не последнюю роль в этом играют навыки, приобретённые в дошкольном возрасте. А новый уровень развития ребенка формируется из приобретенного экологически ориентированного личного опыта. В воспитании человека нового типа помогут осознанное наблюдение за различными состояниями окружающей среды, выполнение правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира, эмоциональные переживания, связанные с эстетическим наслаждением от красоты природы.   

Бесспорно, полноценное экологическое развитие детей невозможно без совместной работы в этом направлении семьи и школы. Ведь именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой – небрежно-потребительского на бытовом уровне или уважительного отношения к ней.

Дети могут и должны понимать, что способны принять личное посильное участие в природоохранных мероприятиях. Зная, что древесная масса содержит 50-60% целлюлозы, которую используют при изготовлении бумаги  и вискозного полотна, дети отчетливо осознают, что дружно собранные классом 100 килограмм макулатуры помогут сохранить дерево. А для наглядности и неформальности этого, в целом, привычного и рутинного, мероприятия дети с подачи учителя даже могут взять шефство над конкретным деревцем в школьном дворе или соседнем сквере.

Вместе с родителями можно и должно сортировать бытовой мусор. И пусть не везде в городе можно найти соответствующие контейнеры, кто-то же должен начать вырабатывать в себе на бытовом уровне эту повседневную привычку, которая, приобретя впоследствии  массовые масштабы, даст положительный благодарный ответ людям улучшением экологии, среды их обитания.

Выгуливая  домашнего любимца на улице, стоит взять за правило убирать с тротуаров и газонов отходы его жизнедеятельности.

Охрана окружающей среды должна органично и посильно присутствовать в  ежедневном привычном укладе жизни человека, стать нормой его поведения. Во всяком случае, так, начиная с малого, можно целенаправленно формировать с раннего детства гражданина с новым экологическим мышлением, умеющего жить в относительной гармонии с природой и способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»