Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра на уроках в начальной школе.
Торгашева Тамара Федоровна,
заслуженный учитель России,
учитель нач.кл. школы ГБОУ №341
г. Санкт-Петербурга

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вот задача первоначального обучения».
К. Д. Ушинский
    Урок немыслим без игры. Самое главное, что благодаря игре, учитель имеет возможность учесть индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний учащихся.Использование игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности познавательного интереса детей, активного деятельного отношения к учебному процессу, а также для снижения технических и физических перегрузок младших школьников.
Тот, кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной.
Как заставить ребенка слушать? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой?
Конечно, да. Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, сказки, творчества.
В младших классах школы одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности учащихся, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
Дети очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система. Значит, не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они еще не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться для них причиной горьких слез. У детей повышается утомляемость – требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У учащихся этого возраста неустойчивое внимание, поэтому надо заинтересовывать их интересным материалом, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят то. Что интересно.
Ориентация учителя на игру как способ обучения и форму организации деятельности учащихся поможет сделать его труд радостным. Дети разного уровня подготовки, разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включаются в игру. Использование игры позволяет в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует появлению устойчивого познавательного интереса к учебному предмету.
Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры-развлечения; вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые задания, заставляя его напряженно мыслить.
Ребенку можно помочь, если упростить материал игры. Напомнить последовательность выполнение заданий или сократить объем мыслительных операций.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Все дидактические игры предполагают выявление победителей. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов. Без этого интерес угасает, теряется игровая задача.
Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывать чувство коллективизма.
В. А. Сухомлинский ратовал за то. Чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Многим учителям удается вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах ребят во время занятий, наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражении лиц детей, когда у них вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить. Благодаря такому общему подъему, дети начинают смотреть на учителя открыто, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности.
Игра помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Именно с помощью игры развивается творческое воображение, образное мышление, снижает утомляемость у детей.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразить. – которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез. Решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь. Способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом детям свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать».
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателям рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб.
Однако в методике проведения игр имеются некоторые недостатки:
1). Игра на деле оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2). Не подводятся результаты игры, в связи с чем она теряет одно из своих привлекательных свойств – выявление победителя или победителей.
3). Игра выпадает из общих целей урока, не содействует их реализации.
Игра в начальной школе требует тонкой и точной инструментовки со стороны учителя, осторожного с ней обращения. Некоторые учителя искусственно, наигранно и чрезмерно наивно пытаются слишком часто использовать Незнайку или Буратино, считая их и средством, и формой обучения, а дети порой не верят ни учителю, ни проказам героев.
Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных задач, которые решают эти методы обучения. Упускается при этом из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.
Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную деятельность, делают ее более интересной. Большое значение в организации работы с детьми, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сильных логических операций приобретает игра.
Мыслительные операции, которые осуществляются учениками, должны быть подготовлены и дозированы, чтобы игра не была утомительной, либо вообще недоступной.
Отрабатывая игровые правила, необходимо организовать их количество 2-3 условиями. Роль учителя остается значительной всем протяжении игры. Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения учителя к течению игры, от заинтересованности в ее результатах Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества учителя с классом, с каждым из учеников. Многие учителя прилагают немало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным для всех учеников и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.
Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель помогает им в процессе игровой ситуации. Именно игра помогает сделать эту помощь скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.







    Литература:
1). Григорьев Г. Д. «Игровая деятельность на уроках в начальной школе»
2). Л. А. Паладий «Игровой момент на уроке»
3). С. А. Трибушная «Учимся играя»
4). Н. Е. Щуркова «Игровой момент на уроке»
5). Н. А. Пасечник «Ученье без мученья»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»