Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.(слайд 1)
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. (слайд 2)
Реализуя проектную деятельность в начальной школе, мы используем активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, мы акцентируем внимание на следующих идеях (слайд 3):
- Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
- Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
- Проектная деятельность - неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности.
- Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
На начальном этапе овладения проектной деятельностью целевой установкой является через систему или набор заданий целенаправленно стимулировать систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Формирование основных общеучебных навыков учащихся, знакомство с основными понятиями, определяющими сущность проектной деятельности. Данные задачи начинают решаться при обучении работе с информационными источниками и информацией в курсе обучения грамоте, письма, окружающего мира и математики, во внеурочной деятельности, т.е. одновременно с овладением чтения и письма.
На подготовительном этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Учащиеся получают информацию от учителя, через информационные карты, учатся работать самостоятельно с различными источниками информации (словари, справочники, дополнительная литература). Добытая детьми информация, на интересующий их вопрос, рассматривается в процессе беседы или дискуссии на уроке (в течение 10-15 минут).
Отвечая на эти вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать, систематизировать, классифицировать, обобщать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего и окружающего мира (слайд 4).
Усвоение основных терминов и понятий, составляющие проектной деятельности, формирование информированности за счет расширения кругозора учащихся, способности ориентироваться в вопросах, касающихся окружающего мира учащегося и содержания учебного материала происходит на основном этапе овладения проектной деятельностью.
(слайд 5)
Расширение и углубление информационной культуры учащихся, формирование метапредметных знаний и умений, обеспечивающих понимание и грамотное объяснение проблем, значимых для ученика при работе над проектом. Развитие быстроты мышления, творческого воображения.
. Содержание школьного курса 2 - 4 класса обеспечивает возможность формировать исследовательские способности школьников, предполагающую их способность объяснять механизмы процессов и явлений окружающего мира. На этом этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требует развития понимания и установления связей, ассоциаций.
Отвечая в своих сообщениях на эти вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.
Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем. Поэтому на интенсивном этапе необходимо приучать детей к вопросам: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его знания, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению.
Работа над индивидуальными проектами осуществляется после рассмотрения вопросов на уроке в программном материале, что позволит наиболее полно и эффективно реализовать внутрипредметные и межпредметные связи при повторении и обобщении знаний на завершающем этапе начальной школы.
Важным является то, что проектная деятельность на таких уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения и в течение одного учебного дня можно одновременно изучать темы нескольких предметов, объединенных одним проектом
. Например, проект «Лента времени», начатый на уроке математики в теме «Единицы времени», находит продолжение на уроке литературного чтения в теме «Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», а затем на уроке окружающего мира при изучении исторических событий, связанных с войной 1812 года (слайд 6)
Оценить эффективность проектной деятельности возможно с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации, и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости (слайд 7)
Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельного подхода к обучению в процессе проектной деятельности. Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания.
Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики, результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях, научно – практических конференциях и конкурсах исследовательских проектов.(слайд 8)
Опыт работы показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя методическую систему, наблюдаю повышение интереса и мотивации, обучающихся к обучению.
Проект достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.
Исходя из мониторинга результатов, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по формированию проектной деятельности младших школьников, целенаправленно и систематически ее применять при обучении и во внеклассной работе в школе, то можно ожидать повышение качества обученности школьников, уровня сформированности проектной компетенции, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми компетентностями школьника в соответствии с ФГОС.(слайд 9)
Литература:
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
3. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
4. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.