Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Система формирования учебной деятельности.

Бедртединова Альбина Захировна, учитель

ГБОУ лицея № 384

Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

Психическое развитие человека на всех ступенях осуществляется  в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности человек обладает историческим опытом, усваивает знания. Умения и навыки. Как указывал, А.И.Леонтьев деятельность в целом не складывается из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии. Другие являются подчиненными и играют второстепенную роль.

Главным видом человеческой деятельности определяющей само возникновение и историческое развитие человека, становление его сознания является труд. В современном обществе наряду с трудом, основными видами деятельности является учение.

Ведущая деятельность младшего школьника – учебная деятельность.

Учебная деятельность – это общественно оцениваемая, значимая деятельность, ставящая ребенка в новую  социальную позицию школьного ученика (Божович)

Учебная деятельность является ведущей, так как в ней удовлетворяются потребности ребенка: познавательные, духовные, социальные, саморазвитие. В учебной деятельности развиваются психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение. Развивается личность ребенка. Направленность на себя, на людей, на деятельность. Формируется произвольность поведения, умение оценивать своё поведение с  позиции общества, развивается самоконтроль.

 

Систематическое осуществление младшим школьником учебной деятельности определяет возникновение и развитие  у них психологических новообразований данного возраста:

- субъекта этой деятельности

- основ теоретического мышления

- произвольность учебно-познавательных действий.

Психолого-педагогические исследования показали, что при существующей системе начального образования, учебная деятельность к  моменту окончания  начальной школы не приобретает индивидуальные формы. Возникает проблема, как сделать так, чтобы в конце младшего школьного возраста у  ребенка формировалось желание учиться, т.е. потребность  в  учебных действиях  и  возможности её индивидуального осуществления.

Работа учителя по формированию учебной деятельности способствует становлению младшего школьника как субъекта, поскольку субъект учебной деятельности характеризуется возможностью целенаправленно, осознанно и самостоятельно осуществлять деятельность, направленную на овладение социально историческим опытом,  на совершенствование собственной личности.

Поэтому учителю необходимо знать структуру учебной деятельности и систему её формирования.

Мотивом является учебно-познавательный мотив, так как теперь позиция школьника это не просто позиция ученика выполняющего предписания учителя, а позиция человека совершенствующего самого себя, тем самым осуществляя общественно-значимую деятельность.  Познавательность направлена на приобретение знаний. Учебно-познавательный мотив направлен на усвоение способов действий в области учебного предмета.  Важно помнить об учебно-познавательном мотиве, так как от него зависит успешность дальнейшего обучения.

                 Учебная задача.  Обучение, которое дает возможности знаний от учителя  к  ученику это не эффективно. Понятие должно формироваться посредством действий самого ребенка. Учебная задача  это целая система. Задания, которые выполняются  в классе и дома. В результате решения систем заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы. Действительное принятие учебной задачи предполагает такую ситуацию, при  которой реальные цели деятельности учащихся совпадают с  целями, поставленными учителем.

Основным результатом учебной деятельности должно являться изменение, преобразование, приращение опыта ученика. Решающее значение имеет осознание учеником тех изменений, которые происходят с ним самим. Подобному осознанию и должен способствовать правильно организованный этап выделения и принятия учебной задачи.

Формирование учебной деятельности предполагает специальную работу учителя, которая позволила бы учащимся научиться принимать учебную задачу, превратила бы цель учебной деятельности  в значимый мотив.

Учебные действия. Важно знать способы действий, так как это ставит ученика  в позицию субъекта, обеспечивает успешный результат. Предает деятельности смысл. Стимулирует и поддерживает интерес ребенка  к учению. Важно чтобы были воспроизведены знания о способах деятельности, которые необходимы для решения задачи.

 Учебные операции.  Планирование деятельности по решению задачи всегда зависит от успешности ранее проведенного анализа, поскольку процесс планирования предполагает осознание цели, отбор необходимых и достаточных операций. Данный этап завершается определением последовательности операций, выполнение которых должно привести к практическому решению задачи. Постепенно те операции, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем проговаривания, а затем в уме. Таким образом, происходит интереализация  учебных операций.

Контроль.  Предметом контроля  в учебной  деятельности может выступать её процесс и достигаемый результат. Соответственно выделяется два вида контроля: процессуальный и итоговый. Кроме того следует иметь ввиду, что контроль может носить ретроспективный , текущий и прогнозирующий характер. Контроль, как правило, сопровождается оценкой, которая не только констатирует, верно, или неверно осуществлена деятельность, но и дает её качественную характеристику.

В сегодняшней практике учителей преобладает контроль по результату, но он формирует невнимательность  у учеников. Контроль над способами выполнения каждой операции средство формирования внимания, логического и творческого мышления.

Оценка. Оценка должна относиться  к способам действия, то  есть к  мере выполнения учебной задачи.

Самоконтроль.(психолог Матюхина). Действие сличения, соотношение учебной деятельности  с образом.

Самооценка. Оценивание ребенком своей деятельности на разных этапах её социализации. Ретроспективная – оценка достигнутого результата. Прогностическая -  оценка собственных возможностей.

Формирование учебной деятельности имеет цель подготовить школьника к возможности самостоятельно учиться, быть субъектом образовательного процесса.

    Такой результат, может быть, достигнут в том случае, если формирование учебной деятельности будет построено как процесс овладения все более обобщенными способами деятельности. Это оказывается возможным, если последовательно проводить вычленение и обобщение общих моментов   в  процессе решения конкретных задач. Именно такой подход и определяет логику формирования учебной деятельности, определенную последовательность в действиях учителя, организующего этот процесс.

 На первом этапе формирования учебной деятельности важно уточнить, расширить представления детей об учебной деятельности, учебной задаче, вызвать у  младших школьников интерес к учебной деятельности и показать значимость овладения ею.

Второй этап направлен на то, чтобы школьники ознакомились со структурой учебной деятельности, убедились в  её сложности, взаимосвязи всех компонентов деятельности  в процессе решения учебной задачи. Поняли важность овладения каждым компонентом учебной деятельности для её успешного осуществления.

На третьем этапе формирование компонентов учебной деятельности следует осуществлять на конкретном содержании отдельных учебных предметов.

На четвертом этапе анализ задачи, выделение и принятие её как учебной, актуализация необходимых содержательных  и операционных знаний, составление плана решения задачи, контроль и оценка должны  формироваться на основе внутрипредметных связей.

На пятом этапе подобная работа должна проходить в процессе реализации межпредметных связей.

На следующих этапах формирование учебной деятельности осуществляется во всей системе входящих в нее действий. Формируются не отдельные компоненты, а целостная структура учебной деятельности.

На заключительном этапе формирование целостной структуры учебной деятельности  должно осуществляться  в процессе практического использования при решении учебных задач, построенных как на уже известном, так и на новом учебном материале.

Формирование учебной деятельности в указанной выше последовательности обеспечивает успешное овладение школьниками, как отдельными её компонентами, так и целостной структурой.

Показателями успешности овладения учебной деятельностью является целенаправленность деятельности, осознанность, плановость, обобщенность, полнота структуры деятельности, самостоятельность. Устойчивость, особенности отношения к  совершаемой деятельности.

Работа учителя по формированию учебной деятельности способствует становлению младшего школьника как субъекта, поскольку субъект учебной деятельности, характеризуется возможностью целенаправленно, осознанно и самостоятельно осуществлять деятельность, направленную на овладение социально-историческим опытом, на совершенствование собственной личности.

 

 

Список используемой литературы.

1.                Педагогическая психология под редакцией А.И.Раева

2.                Эльконин Д.В. Психология обучения младшего школьника. М.,1989

3.                Формирование учебной деятельности, под редакцией В.В Давыдова М.,1982

4.                Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»