Использование педагогических технологий в начальной школе Самойлова И.Д., почётный работник общего образования РФ, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 478 г. Санкт-Петербург «Технология» — это совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Одной из главных задач улучшения качества образования считаем, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Образовательные технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. И применяя новые педагогические технологии на уроках, мы убедились, что такой процесс обучения даёт возможность добиваться более качественных результатов. Какие же мы используем современные образовательные технологии для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе? Среди всех технологий в начальном звене наибольшее внимание уделяется игровой технологии. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно таким способом лучше усваивают любой материал. Для того, чтобы учебная деятельность стала творческой, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превратились в активных исследователей используем технологию проблемного обучения. Технология личностно-ориентированного обучения. В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальной школы. Например, технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные. Однако, в своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, дифференцированное обучение, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровье сберегающие технологии. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире. Создание проблемных ситуаций на уроках — это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на всех уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: — для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок — спектакль «Народные праздники»); — в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Это разнообразные игры — соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т. д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Также в своей работе я использую здоровье сберегающие технологии. В моём классе они включают в себя проведение тематических физкультминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и города, проведение родительских собраний на тему «Режим дня школьника», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», «Безопасность в сети Интернет», организацию горячего питания в школе для обучающихся, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что задача учителей сегодня — научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в основную школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Особое внимание в урочное и внеурочное время я уделяю проектной деятельности. Проектную деятельность младших школьников можно рассматривать как исследовательскую деятельность. Дело в том, что именно исследовательская деятельность ставит целью проекта получение новых знаний, а это соответствует целям образования. Учитель, предлагая проектную исследовательскую деятельность детям, ориентируется на получение новых знаний, в соответствии с учебными программами. Основной целью проектной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. А также немаловажным является развитие следующих умений и навыков: осмысленно читать художественные, научно — популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках; выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатое дело до конца; описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения; видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослым с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, а главное — склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде; вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе, скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата). При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя), мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: Информационно – коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровье сберегающие технологии Игровые технологии Модульная технология Технология мастерских Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Групповые технологии Традиционные технологии (классно-урочная система) Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.