Применение квест-технологии на уроках в начальной школе
Пигарева Виктория Вадимовна
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, и в этой деятельности он изменяется и эти изменения осознает.
Таких методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, существует великое множество, однако мы остановим наше внимание на технологии квеста, как одной из разновидности игровой технологии.
Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Принцип квеста - «Ищу, разыскиваю, сопоставляю!» Дети выполняют задания. Ответы заданий либо дают им дальнейшее направление, либо являются ключом, подсказкой, которыми можно воспользоваться, а можно приберечь до финального задания.
Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень. В принципе, изначально тогдашняя квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике.
Сегодня на уроках-квестах ставятся решаются следующие задачи:
- Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.
- Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
- Воспитательная — воспитание умения работать в команде,
Урок, к какому бы типу он не относился, имеет определённую, довольно строгую структуру, сравнимую с композицией литературного произведения.
Урок - квест также имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов (головоломок, вопросов, ключей).
Как уже было отмечено, у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Урок - квест содержит этапы, благоприятные для формирования УУД.
В течение урока формируются следующие УУД:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
- действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
- уметь распределять своё время;
- умение осуществлять самоконтроль;
- уметь выделять необходимую информацию.
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- делать обобщения, выводы;
- умение работать в группе;
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;
- уметь формулировать вопросы;
- уметь отвечать на вопросы других;
- уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.
Таким образом, с помощью технологии «квест» на уроке появится возможность уйти от привычных стереотипов организации урока. Преимуществом использования квеста является то, что на уроке наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников, эта технология повышает познавательный интерес к предмету, поисковую активность, мотивацию к обучению.