Применение технологии критического мышления
на уроках русского языка в 3 классе
Полозова Лия Игоревна
Прежде, чем говорить о критическом мышлении, дадим его понятие. Критическое мышление – это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата.В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:
1.умение видеть свои «знания» и «ошибки»;
2.умение работать в группах;
3.графически оформлять материал;
4.умение обобщать и систематизировать полученные знания.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Учить критически мыслить, это значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять ее , критически развивать и совершенствовать себя.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова;
2.Осмысление;
3.Рефлексия.
1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме, мотивировать к учебной деятельности.
Цели:
а) вызов активного интереса к теме;
б) активизация каждого ученика;
в) актуализация знаний;
г) создание условий, при которых обучающиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.
2.Стадия осмысления позволяет обучающемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Цели:
а) организация активного восприятия текста;
б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;
в) создание условий для самостоятельного соотнесения обучающегося своих уже имеющихся знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации, усвоению нового знания, новой информации учеником, формированию у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Цели:
а) обеспечить закрепление полученных знаний;
б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;
в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала;
г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации;
д) способствовать самовыражению обучающихся, проявлению эмоций по поводу нового знания;
е) организовать исследовательскую практическую деятельность обучающихся с использованием новой информации.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний обучающихся. А «осмысление», ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка его усвоения.
Что принципиально новое несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности ребенка.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Технологические приемы:
1.Кластер
2.Ключевые слова
3.Шесть шляп мышления
4.Чтение с остановками
5.Двухчастный или трехчастный дневник
6.Перекрестная дискуссия
7.Ассоциативные ряды
8.Синквейн
Прием «Корзина идей, понятий, имен»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится следующим образом:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно обучающимся по той или иной теме.
2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, обучающиеся должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании школьника факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приём «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы уточнить, какие из утверждений были верными, какие –ошибочными. Можно провести эту работу на стадии рефлексии.
Тема «Местоимение».
Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
1.В предложении местоимения бывают только подлежащим.
2.В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
3.Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
4.Местоимения изменяются по падежам и числам.
5.В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился» местоимение является второстепенным членом.
Прием Кластеры
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является « главным словом» идеи, темы.
2. Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Данный прием может применяться для самостоятельной учебной работы или домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые вопросы, которые требуют односложного простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться ввиде таблицы.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Приём «Диаманта»
Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению.
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2– два прилагательных к первому существительному;
3– три глагола к первому существительному;
4– два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
1.Город
2.Большой, древний
3.Строится,растет,процветает
4.Известный город, маленькая деревня
5. Возрождается, развивается, кормит
6.Красивая, родная
7.Деревня
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Прием “Верите ли вы?”.
Этот прием позволяет держать обучающихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.
Кроссворды – это тоже прием критического мышления.
Прием “Письмо по кругу”.
Сочинение на определенную тему по одному предложению.
Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Приём «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок.
Тема «Правописание слов с удвоенными согласными» предполагает запоминание слов, которые пишутся с удвоенными согласными: ссора, ванна, коллектив и другие .
Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше, чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры предложений: «Пассажир купил билет в кассе и прошел на перрон», «В субботу группа ребят поехала на троллейбусе в бассейн».
Приём «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
- Что узнал и чему научился на уроке?
- Что хотел бы узнать?
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации своей точки зрения. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Приём «Диаграммы сравнения»
Цель:
-развитие умения сравнивать и обобщать
Учитель дает задание группам: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – на месте их пересечения.
Пример:
«Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками»
Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.
Рефлексивные вопросы.
Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:
1.Что показалось вам сегодня трудным?
2.Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
3.Что в изученном сегодня для вас самое главное?
4.Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
5.Были ли моменты недовольства собой?
Приём «Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или, что мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой одноклассников своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Приём «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2)Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Обучающиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый обучающийся выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант озвучивает для всего класса. Этот прием вызывает у учеников большой интерес, обычно даже самые слабые дети стремятся показать свою сообразительность и находчивость. Им интересно, совпадет ли их собственное мнение с авторским.
Фрагмент урока:
- Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».
- Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?
- Подберите определения к заголовку.
- Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).
- Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?
- Спрогнозируйте сюжетную канву текста.
- Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.
Предновогодний вечер - суета - оживленные лица - девочка - мальчик - мужчина - женщина - спешат - мандарины-яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.
Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов».
1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет обучающимся делать предположения, насколько предсказуемо содержание.
2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.
3. Следить за использованием каждого ключевого слова.
Приём «Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Обучающиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно ошибочно.
Тема «Местоимение»
1.Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
2.В предложении местоимения бывают только подлежащим.
3.В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
4.Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5.Местоимения изменяются по падежам и числам.
6.В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился» местоимение является второстепенным членом.
Тема « Текст»
1.Текст состоит из предложений.
2.К тексту нельзя придумать название.
3.Все предложения в тексте имеют свои границы.
4.Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
5.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6.Текст можно разделить на части.
7.Каждая часть текста записывается с красной строки.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Обучающихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению.