Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лучшие образовательные практики в отечественном образовании

Кравченко Елена Борисовна
Обучение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе – достаточно серьёзное жизненное испытание. В процессе обучения таким детям требуется помощь и поддержка в преодолении социально-эмоциональных проблем, в формировании и развитии социальных и коммуникативных навыков, в организации и осуществлении коррекционной и развивающей работы.

Наличие внутришкольного психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС-центра)  - команды специалистов: психологов, логопедов, социального педагога, работающих в тесном взаимодействии с педагогами и сотрудниками других служб школы, одно из необходимых условий, которое позволяет  создать достаточно эффективную модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ. В работе с детьми специалисты ППМС-центра учитывают основные принципы инклюзии:

  • принцип индивидуального подхода, который предполагает выбор методов и средств сопровождения с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребёнка;
  • принцип междисциплинарного подхода –с ребёнком работают специалисты (логопед, психолог), которые разрабатывают и реализуют программы развития с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;
  • принцип самостоятельной активности ребенка – важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка;
  • принцип семейно-ориентированного сопровождения, который позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.  
Существует много критериев лучших образовательных практик:
  1. Соответствие критериям общественного развития
  2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности
  3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения положительных результатов
  4. Стабильность результатов
  5. Наличие элементов новизны
  6. Актуальность и перспективность
  7. Репрезентативность
  8. Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность
Для выбора лучших, с моей точки зрения, образовательных практик я остановилась на следующих 5 критериях:
  1. Соответствие критериям общественного развития
  2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности
  3. Наличие элементов новизны
  4. Актуальность и перспективность
  5. Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность
Исходя из вышеизложенного, я выявила следующие лучшие отечественные образовательные практики, опыт которых заслуживает не только изучения, но и распространения – это Академическая Гимназия №56 (Санкт-Петербург)
        Гимназия № 56 существует 25 лет и, являясь одной из самых популярных школ Санкт-Петербурга, из года в год показывает высокий уровень школьников. Общее количество обучающихся – около 2500 детей. В 2013 году вошла в 25 лучших школ России по следующим критериям – по результатам сдачи ЕГЭ и результатам участия в предметных олимпиадах. Гимназия №56 - крупнейшее, не только в Санкт-Петербурге, но и во всем Северо-Западном регионе, образовательное учреждение полного общего образования. Созданный в 2002 году на базе Гимназии №56 крупный образовательный комплекс в настоящее время включает в себя дошкольное отделение (63 воспитанников - 3 группы), начальную школу на Пудожской (532 учащихся - 20 классов), начальную школу на Крестовском (387учащихся - 15 классов), среднюю школу на Каменноостровском (587 учащихся - 23 класса), старшую школу на Чкаловском (944 учащихся - 35 классов). Осуществляется консультативное и индивидуальное комплексное сопровождение  слабослышащих детей.  В школе обучается 14 детей с нарушенным слухом при поддержке штата сурдопедагогов и логопедов, 3 ребенка в дошкольном отделении, 3 ученика в начальной школе,  2 детей с ДЦП (1 ребенок в начальной, 1 в средней школе, учащихся с проблемами здоровья (дети-инвалиды),  а также работает психолого-педагогическое сопровождение групп и классов инклюзивного образования. В гимназии существует центр инклюзивного образования «Я слышу мир!», создан сайт для родителей детей с ОВЗ, http://usharik.ru/site/index.php/project/248
Выпускники самой первой волны  интегрированного обучения, которое теперь уже вполне заслуженно можно называть инклюзивным, существующего в Петербургской гимназии №56  вот уже более 10 лет, -  самое лучшее доказательство правильности выбранного пути. Это успешные люди, получающие высшее образование в самых престижных вузах города, строящие собственные семьи и растящие здоровых детей…
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей гимназии осуществляется в рамках проекта «Инклюзивное образование». Этот проект позволяет предоставить детям c ОВЗ равные и разнообразные возможности для получения образования.
Специальные занятия с логопедом, психологом, тьюторская поддержка со стороны воспитателей и учителей помогают:
  • обеспечить оптимальные условия для развития ребёнка с ОВЗ;
  • максимально вовлечь его в общественную жизнь гимназии;
  • воспитывать толерантное отношение к этим детям у педагогов, учащихся и их родителей.
Залог успеха в работе по сопровождению детей с ОВЗ заключается именно в тесном взаимодействии специалистов ППМС-центра с ребёнком, его семьёй, воспитателями, педагогами, представителями общественных организаций («АРДИС», родительским объединением «Я слышу мир»). Это взаимодействие позволяет совместно разработать эффективные программы индивидуального сопровождения, организовать поддержку воспитателей и педагогов, работающих с такими детьми, и родителей.
Сопровождение детей с ОВЗ предусматривает несколько этапов: подготовительный, информационно-диагностический, практический и аналитический.
В процессе сопровождения реализуется комплекс системно-ориентированных программ, разработанных специалистами ППМС-центра нашей гимназии. Данный комплекс позволяет осуществлять непрерывное сопровождение инклюзивного образования. В дошкольном отделении реализуются программы, направленные на развитие эмоциональной сферы и навыков общения, подготовке к обучению в школе: «Островок Дружбы», «Познаю себя», «Готовность к школе». В начальной школе реализуются программы, направленные на профилактику и коррекцию учебных затруднений, преодоление социально-эмоциональных проблем, формирование детского коллектива: «Мои первые шаги в школе», «Учись учиться», «Секреты успешной учёбы», «Остров Дружбы», «Дружный класс».
Адаптироваться «особому» ребёнку к новым для него условиям, сформировать дружный детский коллектив, способствовать развитию у детей толерантности и коммуникативных навыков в Дошкольном отделении и начальной школе помогает программа «Успех. Образование. Здоровье. Развитие» (УЗОР).
Основным инструментом программ сопровождения являются портфолио дошкольника и ученика начальной школы, разработанные специалистами ППМС-центра:
«Я расту», «Я учусь общаться», «Я готовлюсь к школе», «Я учусь произносить звуки», «Я учусь быть грамотным», «Мои секреты успешной учёбы».
Отличительной чертой Гимназии является то, что она является массовой школой (то есть школа не осуществляет отбор более одаренных и способных детей) и то, что учащиеся разных возрастов обучаются в разных зданиях, однако ощущают себя частью единого школьного коллектива. Этому способствует система школьных традиций и праздников, в которых участвует вся школа. Школьники младшего и среднего звена имеют возможность пользоваться помещениями и оборудованием старшей школы (медиатека, концертный зал, школьный музей- библиотека).
Школа активно взаимодействует с передовыми центрами педагогической науки, такими как РГПУ им. А. И. Герцена, изучает лучший педагогический опыт и внедряет достижения в практику работы. Многочисленные проекты (Портфолио выходного дня, Чтение с увлечением, 12 коллегий-Турнир старшеклассников, выезды) свидетельствуют об этом.
Школьная программа максимально гибка и выстроена таким образом, чтобы преодолеть противоречие между личными запросами учащихся и общими требованиями. Начиная с 8 класса ученикам предлагается несколько образовательных маршрутов: социально-экономический, физико-математический, гуманитарный, естественно-научный. Поскольку школа работает по единым УМК и единым программам, у школьников не возникает проблем при переходе из класса в класс. В 10 классе количество специализаций увеличивается, при этом учитываются пожелания детей и родителей.
Кроме того, школа смело и активно сотрудничает с прогрессивными центрами дополнительного образования, такими как  
Эколого-Биологического Центр образования, и переносит часть учебных занятий в эти учреждения.
Особенностью Гимназии является широко развитая школьная сеть бесплатного дополнительного образования, что дает возможность детям попробовать себя в совершенно различных направлениях и найти свой путь.
Кроме того, школа своевременно реагирует на запросы общества, внося соответствующие корректировки в учебные планы и программы. Так, для подготовки учащихся 9 и 11 классов к государственным экзаменам, в Гимназии работает «Школа тестовой культуры», на всех этапах обучения реализуется проект «Образовательный минимум». Школьный сайт способствует созданию «открытости», информируя детей и родителей обо всех школьных событиях, расписании, экскурсиях, домашнем задании, регулярно предоставляет отчет о деятельности Гимназии.
 В школе выстроена мощная система психолого-педагогической поддержки учащихся, система помощи в профориентации и решении сложных или конфликтных ситуаций.
Особое внимание в Гимназии уделяется профессионализму учителей – выстроена целая система научно-методической поддержки, система краткосрочных курсов повышения квалификации, система посещения открытых уроков, система участия в профессиональных конкурсах и т.п. Важно отметить, что составление программ, учебных планов, обучение проводится в каникулярное время, и нагрузка равномерно распределяется между всеми членами коллектива, что способствует более эффективной работе педагогов.
Формирование комфортной среды обучения также является достижением Гимназии. Компьютеризация кабинетов составляет 100%, в школе есть зоны отдыха и релаксации как для детей, так и для взрослых.
В целом, Академическая Гимназия №56 на практике реализует важнейшее положение концепции программы модернизации российского образования и приоритет национального проекта "Образование" - обеспечение доступности качественного образования, т.е. предоставление наибольшему числу потребителей качественного обучения и воспитания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»