Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Активизация внимания обучающихся на уроках
с помощью использования дидактических игр

Кордюкова Валентина Ильинична
 
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А. Сухомлинский
           Увеличение умственной нагрузки на уроках в начальной школе заставляет учителей задуматься над тем, как поддержать и развить у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активности, заинтересованности на протяжении всего урока. Нужны такие эффективные методы обучения и методические приёмы, которые активизировали   бы мысль и внимание школьников, стимулировали их к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков.
     Возникновение познавательного интереса в начальной школе к основным предметам у большинства обучающихся зависит от методики её преподавания, технологий, применяемых учителем, на сколько умело и правильно спланирована учебная работа. Нужно продумать урок так, чтобы каждый обучающийся на уроках работал активно, увлеченно, чтобы развивался познавательный интерес, любознательность.  Это очень важно в младшем школьном возрасте, так как ещё определяются и формируются постоянные интересы к тому или иному предмету. Особенно важно в этот период показать занимательные стороны учебных предметов.
     На любом уроке важная роль отводится дидактическим играм – всегда совре-менному и действенному методу обучения и воспитания, содержащему образователь-ную, познавательную, развивающую и воспитательную функцию.
Поэтому на основе опыта по организации активации    внимания обучающихся на уроках мною используются разные игровые формы:
- дидактических материал с использованием компьютерных технологий;
- игровые ситуации: путешествия, сказки;
-уроки-праздники;
-уроки-викторины;
-уроки-конкурсы;
- турниры Смекалистых;
- КВН;
- деловые игры;
- игры-соревнования;
- уроки-семинары;
- уроки-практикумы;
- уроки-зачёты;
- уроки-встречи;
- уроки-диспуты;
- уроки-исследований.
     Все перечисленные игровые приёмы на любом из уроков способствуют ожив-лению занятия, делают его более интересным, насыщенным, занимательным, эмоциональным.
     Такой вид деятельности для обучающихся является одним из важнейших этапов урока. Дидактические игры имеют важное значение:
- во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен теоретический материал;
- определённый подбор вопросов позволяет подготовить к восприятию нового;
- это одна из удобных форм организации актуализации знаний, самоопределения к деятельности, повторения, закрепления изучаемого или изученного материала, рефлексии;
- во время работы можно организовать работу всего класса так, что позволит заметно оживить, разнообразить урок, сделать его динамичным, эмоциональным.
      Мыслительные операции, которые выполняются младшими школьниками, должны быть ориентированы на возраст обучающихся.
      Поэтому, прорабатывая игровые правила нужно помнить различные функции игры:
- эмоциональная. Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения;
- диагностическая. Обучающийся в игре проверяет свои силы, возможности, само-выражаясь, самоутверждаясь;
- релаксационная. Снимает физическое и интеллектуальное напряжение;
- коммуникативная. Учит общению.
- самореализация;
- терапевтическая функция;
- социокультурная функция.
      Дидактические игры могут быть использованы на различных этапах урока:
- проверки домашнего задания;
- каллиграфической минутки;
- самоопределения к деятельности;
- открытия новых знаний;
- повторения и закрепления;
- рефлексия.
Цель, характер и место дидактических игр на уроке планирует учитель, учитывая сложность изучаемого или изученного материала, с которым будут работать обучаю-щиеся.
          Ещё раз хочу акцентировать внимание, что при проведении дидактических игр, игровых ситуаций нужно всегда помнить о целях и задачах урока.
    Так же хотелось бы отметить, что вся организация дидактических игр на любом этапе урока отводится учителю, так как его роль является главной на протяжении всей игры.
       Для того чтобы у всех обучающихся была ситуация успеха, учитель незаметно для других участников помогает более слабым ученикам или назначает помощни-ков.
     Дидактические игры, которые предполагают работы в командах, в парах, группах является хорошим воспитательным, коммуникативным средством.
     Все дидактические игры, предусматривают победителей: ученика, пары или группы обучающихся.
     Подведение итогов дидактических игр проходит при активном участии всего коллектива, потому что это важный эмоциональный момент.
     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».                                                                                                 В.А.Сухомлинский.

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»