Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инновационные технологии в начальной школе

Севрюкова Елена Эдуардовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №319
   Что такое эффективное преподавание? Многие годы в методике преподавания ведутся  поиски новых методов обучения, помогающих активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активности должны были стать постоянный интерес к получению знаний и самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий.
     Инновации — это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, — основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. При выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе, убеждения принять новые идеи, поэтому полностью пересматривала свою методику преподавания до и после. Современные требования общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Он должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, учитель должен идти в ногу со временем.
Но нельзя противопоставлять друг другу традиционные и инновационные методы, потому что для успешного освоения знаний, они должны применяться комплексно. Как правило, инновационные методы могут применяться тогда, когда учащиеся уже владеют необходимыми знаниями, полученными традиционными методами. А также инновационные методы обучения предполагают изменение роли учителя. Теперь он выступает в качестве партнера-консультанта при получении информации.
Педагогические инновации в современном школьном образовании:
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя.

    В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.
4.Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого ученика при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых мероприятиях, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательных учреждений.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе:
- развивающее обучение; 
- проблемное обучение; 
- разноуровневое  обучение;
- коммуникативное обучение; 
- проектная технология; 
- игровые технологии; 
- диалог культур; 
- информационно-коммуникативные технологии;
- дидактическая многомерная технология; 
- групповые технологии; 
- МРО (технология модульного развивающего обучения) 
- технология креативного мышления;
- система инновационной оценки портфолио;
- компетентностный подход; 
- деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
-личностно-ориентированный подход. 
 

Использование возможностей современных развивающих
технологий позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: 
-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); 
-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); 
-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 
-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.
Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широким арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.
Безусловно, применение инноваций в обучении учеников начальных классов требует сейчас сама жизнь, критически необходимо, чтобы из каждого ученика формировалась творческая и думающая, всесторонне развитая личность. Моим любимым методом на уроках является игровой метод, когда ученики не просто усваивают материал, а разбившись на три команды, оценивают действия другой команды, разбирают их ошибки и учатся друг у друга. Дети с удовольствием включаются в игру, у них начинают гореть глаза и интерес к получению новых знаний нужно только поддерживать, излагая им новый материал. Очень хорошо работает также метод интегрирования, когда задачи по математике согласовываются с занятиями по природоведению.

Список литературы:
1.Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С.Бадиев //Учитель.-2008. №6.-С.7-9
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
3.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с. 
4.Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
5. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 176 с.
6. Мымбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы: Крыша. 2007. - 283 с.
7. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, Спб.: Питер, 2015. 243 С.
8. Сластенин В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.:«Академия», 2000. – 336 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»