Формирование метапредметных учебных универсальных
действий на уроках русского языка и литературного
чтения в начальных классах
Скапцова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 385 Санкт-Петербурга
Современная система начального образования направлена на создание прочного фундамента для последующего обучения. В этой связи приоритетными становятся включение младших школьников в учебную деятельность, развитие учебной самостоятельности. Решение данных задач представлено в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, где особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов.
Среди основных типов универсальных учебных действий, применяемых на уроках русского языка и литературного чтения, можно выделить: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Данные УУД можно применять на различных этапах урока, выполняя то или иное задание.
Примеры заданий, формирующие регулятивные УУД:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
«ищу ошибки»;
контрольный опрос на определенную проблему.
Примеры заданий, формирующие познавательные УУД:
«найди отличия»;
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Примеры заданий, формирующие коммуникативные УУД:
составь задание партнеру;
представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
составь рассказ от имени героя;
составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...»;
«опиши устно...»;
«объясни...» и т. д.
Литературное чтение –это один из основных предметов в начальной школе, который объединяет два основных направления в обучении, отражённые в названии – изучение литературно – художественных произведений и формирование речевых навыков и умений, коммуникативно – речевого навыка чтения.
Уже с первых дней в школе реализуется системно -деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС.
При хорошей интернет доступности на уроках русского языка и литературы интересно использование метода «Перевернутого урока».
Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного.
В домашней обстановке ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.
Объяснение новой темы помещается в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?
- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.
- Не нужно ничего долго писать на доске. Если что-то нужно показать детям в написанном виде: пишется, набирается, печатается заранее.
Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен. Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться готовым видео авторитетных коллег.
В начале урока необходимо выяснить, с какими трудностями встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.
На уроке идет отработка материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.
В свете современных требований к урокам литературного чтения от учителя требуется приобщение младших школьников к чтению и пониманию литературы как вида искусства, постижению идейно-художественного смысла произведения, его эстетической ценности, образного содержания.
В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока модульного чтения лежит активная самостоятельная деятельность обучающегося на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями через алгоритм определенных разноуровневых модулей.
Для уроков литературного чтения разработаны модули - шаблоны на каждый этап урока, которые соответствуют уровню знаний и умений младших школьников.
Модуль 1. Речевая разминка.
Модуль 2. Актуализация знаний.
Модуль 3. Мотивация учебной деятельности.
Модуль 4. Развитие речи.
Модуль 5. Обобщение и систематизация знаний.
Модуль 6. Рефлексия (подведение итогов урока).
В начальной школе в каждом модуле ставится дидактическая цель,
излагается содержание учебной информации, предлагаются практические задания, дается разъяснения и рекомендации к изложенной информации, предлагаются вопросы для итогового обобщения.
Как же происходит изучение нового материала на уроке литературного чтения по модульной технологии?
1.Обучающиеся получают рекомендации от учителя в письменной форме.
2. Обучающиеся учатся целеполаганию.
3. Самостоятельно проводят антиципацию (прогнозирование) содержания нового текста, а затем сообщают свои предположения учителю.
4. Планируют по алгоритму свою деятельность, т. е. самостоятельно читают текст по данным предписаниям, делятся впечатлениями о прочитанном друг с другом, работая в паре.
5. Контролируют и оценивают деятельность свою и соседа по парте.
При модульном обучении используются следующие упражнения. «Чтение — спринт». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы, которые учитель задал до чтения. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». «Чтение — разведка». В целях обучения детей вертикальному чтению, которое заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на задания учителя. Например,
найти в тексте нужное слово как можно быстрее (это тренирует вертикальное движение глаз по странице); найти за 1 минуту слово на данную букву;
взрослый начинает читать предложение, допустим, в середине текста, а ребёнок должен быстро найти и дочитать его вместе со взрослым. Чтение с подсчетом слов. Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Чтение с отстукиванием ритма. Чтение с напеванием. «Финиш» — дети должны как можно быстрее молча прочитать текст до определенного слова или словосочетания. Сознательность чтения проверяется с помощью контрольных вопросов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию. «Фотоглаз» — на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова. «Буксир» — учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения. «Молния» — чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для учащегося скорости.
Результатом выше изложенного, являются умения учеников работать в парах, группах, самостоятельно по заданному алгоритму, оценивать и анализировать свою деятельность, владение навыками контроля и самоконтроля, а самое главное – у детей формируются навыки учебного, делового общения, умения слушать и слышать, повышается мотивация к получению знаний – т.е. то, что необходимо для соблюдения преемственности в обучении при переходе из начального звена в среднее и для успешной социализации в обществе.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.