Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование педагогических технологий на уроках в начальной школе

Скорюкова Светлана Игоревна
Технологий предлагается много – хороших и разных. В своей работе, выбирая технологию, я сначала её анализирую. Зачем? Считаю, что необходимо установить пригодность данной технологии для решения задач в конкретных условиях.
Технология обучения должна:
-обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;
-быть посильной;
-планирование учебного процесса должно осуществляться «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.
Для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Я использую следующие технологии:
 
1.Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии;
-технологии проблемного обучения.
 
2. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
-технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов;
 
3. Технологии развивающего обучения:
- личностно – ориентированное обучение;
-технология проектного обучения.
 
4. Информационно-коммуникационные технологии.
5. Здоровьесберегающие технеологии.
Предлагаю рассмотреть каждую технологию.
 
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, т.к. игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В своей работе игровую деятельность я использую в следующих случаях:
 
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Игра «Найди свой домик» на уроке русского языка.
Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один – синюю, другой – зелёную. Эти дети ведущие.Дети – буквы гуляют по классу, по сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Учитель не вмешивается в игру. Не подменяет ведущих. Если один из них ошибся и впустил в свой домик букву, которой там быть не должно, дети – буквы сами обнаруживают это по просьбе учителя: «Проверьте все вместе, не попала ли в Ваш домик какая – нибудь лишняя буква».
Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в неё играют и хотят быть ведущими – проверяющими. Я стараюсь всячески подчёркивать значимость ведущих, их хорошие знания, ответственность, необходимые для выполнения роли звука. Это стимулирует остальных учеников класса стремиться занять это место, а следовательно, правильно решать соответствующие учебные задачи на уроках.
 
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Игра « Назови похожее» на уроке русского языка.
Эта игра вводится для отработки следующей учебной операции – различения твёрдых мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным ( условия игры обговариваются).
Вариант 1: учитель – «сыр», ученик – «сок».
Вариант 2 учитель – «сыр», ученик – «молоток».
Вариант 3 учитель – «кит»,ученик – «кино».
Затем можно усложнить игру:
Вариант 4 учитель – «рука», ученик – «река».
Вариант 5 учитель – «вилка», ученик – «вода».
При проведении данных игр необходимо постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому, и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь, например:
Игра « Назови предмет и его свойства» на уроках окружающего мира.
Уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы для выделения свойств предметов.
Игра «Назови фигуру и её признаки» на уроках математики.
В мешочке сложены геометрические фигуры .Играющий берёт фигуру в руки и, не вынимая из мешка, определяет её признаки.
 
- как технология внеклассной работы;
Игра «Что изменилось?»
На столе в определённом порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.
Игра « Кто это?»
Не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Поэтому игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
На моих уроках реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.»
Можно выделить следующий фактор, делающий игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
 
- самостоятельность.
Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
Мы должны помнить, что присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
В своей работе я использую игры, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, даю им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогаю в игре слабому ученику
Технологии проблемного обучения создают наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Я думаю, что успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса. Обучение в начальных классах должно быть по возможности проблемным, исходя из признания процесса обучения как «искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира. Такая характеристика процесса обучения соотносит его с процессом познания, предполагает высокий уровень самостоятельности в процессе овладения ценностями материальной и духовной культуры: знаниями, умениями, навыками – обеспечивает развитие способностей и формирование мировоззрения учащихся.
Таким образом, цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.
Мысли о возможности и необходимости такой организации обучения уже в начальной школе мы находим в трудах великих педагогов прошлого Ж. Ж. Руссо, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, А. Я. Герда и др.
В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанный на закономерности проблемности усвоения знаний), т. е. «открытия» им выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике и «художественного отражения» действительности. Методика проблемного обучения складывалась постепенно. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработки навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснование.
При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития.
Процесс изучения основ наук, усвоение новых понятий и способов действия школьниками идет непрерывно, базируясь на ранее усвоенной системе понятий и опыте деятельности учащихся. Если систематическая актуализация ранее изученного — основа восприятия и усвоения нового, то завершает процесс формирование умений и навыков умственных и практических действий. Поэтому мы видим три обобщенные дидактические задачи, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида.
Они-то и являются структурными элементами современного, проблемного урока:
 
• актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);


• усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);


• формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).
Процесс решения этих задач одновременно ведет к формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов, нравственных привычек.
Например, учитель ставит цель — добиться усвоения учениками понятия «свойства прямоугольника». Он может объяснить учащимся эти свойства, и тогда уровень усвоения будет ниже, чем если он организует их самостоятельную поисковую деятельность. Последовательность своих действий он определяет в соответствии со структурой урока. Структура урока основного типа требует, чтобы новое знание давалось на базе имеющихся, т. е. нужна их актуализация.
Рассмотрим вид урока. Его суть заключается в следующем: путем проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу; проблема решается в ходе дискуссии с помощью логических аргументов.
Постановка перед учениками таких практических задач, которые требуют поиска новых способов решения, новых подходов к решению знакомой задачи.
Рассмотрим для примера фрагмент урока на тему «Площадь фигуры».
Цель урока – начать формирование у детей представления о площади фигуры и упражнять их в сравнении площадей фигур путем подсчета числа клеток, на которые разбиты фигуры.
Начинаем работу по ознакомлению с понятием площадь с изложения новых знаний.
- Рассмотрите в учебнике рисунок. Какие фигуры изображены на рисунке? (Круг и треугольник, - отвечают дети). Треугольник целиком поместился в круге, поэтому мы говорим, что площадь этого треугольника меньше площади круга. Наложив далее вырезанный из бумаги прямоугольник на квадрат, мы видим, что прямоугольник целиком помещается в квадрате. Площадь этого квадрата больше площади прямоугольника. А вот эти прямоугольники (демонстрируются вырезанные из бумаги прямоугольники) полностью совпадают. В этом случае мы говорим, что у них равные площади и т.п.
На доске помещаем 3-4 прямоугольника одинаковой длины, но разной ширины. Предлагаем ученикам сравнить их и на основе сравнения сделать вывод. Затем ученики сравнивают прямоугольники, имеющие одинаковую ширину, но разную длину. Как и в предыдущем случае отмечаем, что, чем длиннее прямоугольник при одинаковой ширине, тем больше его площадь.
К.Д.Ушинский писал: "Лучшим способом перевода механических комбинаций рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей уясняющей мысли".
Понимая, что сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. На протяжении нескольких лет я работаю по образовательной системе « Начальная школа 21 века» и применяю технологию проблемного обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого человека.
Например, урок русского языка во 2 классе «Знакомство с суффиксом».
Учащиеся знакомы с корнем и окончанием. Они выделяют окончание и корень в слове «берёзка». В классе находятся ученики, которые выделили корень «берёзк», решив, что в слове может быть только корень и окончание. Другие, обратившись к ряду однокоренных слов, выделили корень «берёз». Возникает проблема: какой же частью слова является невыделенная часть слова? Это противоречие отражается в виде задачи, проблемного вопроса, на который надо дать ответ: «Как можно найти в слове суффикс? Какую роль играет в слове суффикс?» Проблемная ситуация, проблемный вопрос вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, формирование учебных действий.
Создавая на уроках проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Работая в данном случае в группах, дети ведут поисково – исследовательскую деятельность по путеводителям – предписаниям:
1. Выделите в словах ранее изученные части слова.
2. Найдите в словах новую часть слова.
3. Определите его местоположение в слове (по отношению к другим частям слова).
4. Выпишите эту часть слова.
5. Понаблюдайте, изменяется ли значение слов с появлением суффикса.
1 группа работает со словами с суффиксом - ик-, 2 – с суффиксом –ок-, 3 - - ёнок- , 4 - -онок-.
Так ученики выводят правило о суффиксе и знакомятся с разнообразными суффиксами. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Ученики сами формулируют тему урока, определяют задачи, которые помогают им планировать самим свою работу на уроке. Так из урока в урок развиваются регулятивные умения. Учащиеся работают с информацией, проводят сравнение, анализ, обобщение, делают выводы, "открывают" новое (познавательные умения). Выдвигая версии по решению учебной проблемы, высказывают своё мнение, позицию, учатся принимать и анализировать позицию других. Работая в группах, парах по поиску решения проблемы, ученики используют диалогическую речь, что говорит о развитии коммуникативных умений.
Такую работу организую с первых дней пребывания детей в школе, с первых уроков обучения грамоте. Технология проблемного обучения на уроках обучения грамоте при «открытии» новых звуков и новой буквы позволяет организовать продуктивную деятельность первоклассников, близкую к творческой или даже исследовательской. Их деятельность направлена на поиск решения проблемы, возникшей на уроке.

Я использую разные методы постановки учебной проблемы в зависимости от того, какой звук приходится открывать ученикам на данном уроке. Так, при открытии звуков [ ш] , [ж], [ч], [ц], [щ],[й] уместен побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создавая проблемную ситуацию, я сталкиваю первоклассников с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Например, урок «открытия» звука [ш].
На доске неоформленная схема-«человечек», который держит восклицательный знак
- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? - Что необычного заметили у схемы-«человечка»? -Ребята, этим знаком схема-«человечек» хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. -Какой у вас возникает вопрос? -Чем новый звук отличается от других звуков? -Вот это нам предстоит сегодня открыть.
Невозможно проводить уроки "по-старому". Ведь учебники по проекту «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой отвечают требованиям нового времени. В процессе такой работы на уроках развиваются регулятивные умения: дети принимают учебную задачу, планируют свои действия.
Вспомним здесь слова Д.Б. Эльконина, который подчёркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребёнок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознаёт важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок.
Девизом в моей работе по реализации технологии уровневой дифференциации является - путь поддержки индивидуальности ребёнка.
 
Во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки;
Во-вторых, создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению по предмету;
В-третьих, стараюсь использовать возможность тесного сотрудничества ученика и учителя.
Основная идея технологии заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участникам учебного процесса.
Работать по данной технологии помогает учебно – методический комплект « Начальная школа 21 века».
Данная программа обеспечивает два типа дифференциации обучения:
  1. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше – меньше», а по принципу «труднее – легче».Сущность данного подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребёнок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
  2. В учебно – методический комплект входят специальные рабочие тетради по родному языку и математике(для каждого класса), которые обеспечивают педагогическую поддержку как «сильным», так и неуспевающим учащимся. Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для «сильных» учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким – либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т. е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.
Для организации дифференцированного обучения я выделяю три группы. Исходя из этого, особенности учебно – воспитательного процесса заключаются в ориентации педагогической стратегии на личностные особенности школьников. Ставятся разные цели интеллектуального развития. Данная работа отражена в таблице:
 
 
Три группы учащихся
Особенности учебно – воспитательного процесса
Цели интеллектуального
развития
-комплектуется с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости по предмету;
 
Главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психических функций. Существенный момент – ориентация на самостоятельность учащихся.
-развитие интеллектуальных качеств личности, самостоятельности и нестандартности мышления,
- совершенствование предметных умений и навыков.
-развитие навыков творческой, исследовательской деятельности.
-формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
-входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, средними показателями по предмету;
 
Учитель формирует произвольную внутреннюю мотивацию учащихся, стабилизацию школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.
-развитие познавательных психических процессов.
-создание психолого – педагогических условий для перехода на более высокий уровень.
-формирование и развитие умений и навыков по предмету в соответствии с программой.
-входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, средними показателями по предмету;
 
Формирование интереса к предмету, глубокий индивидуальный подход, определённый темп .
-формирование и коррекция мотивационных установок на учебную деятельность.
-развитие навыков умственного труда, позволяющих полностью усвоить базисные знания и создающих возможности для перехода на второй уровень.
-развитие интеллектуальных качеств: произвольного внимания и восприятия, осознанного мышления, логической памяти и др.
Применяя дифференцированную технологию, я строго руководствуюсь следующими требованиями:
 
-создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, активно общаюсь с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.
Приведу пример дифференциации целей при изучении темы «Равенство. Неравенство.» (математика 3 класс).
Первая группа: ученик выводит и понимает формулировку равенства, неравенства, использует их на практике; выводит и применяет понятия верные и неверные равенства и неравенства, исследует их; составляет равенства и неравенства по задачам, находит значение неравенств.
Вторая группа: ученик знает и понимает суть равенств и неравенств, верных и неверных равенств, составляет и решает задачи, анализирует их по алгоритму.
Третья группа: ученик знакомится с равенством и неравенством, учится определять верные и неверные равенства и неравенства; анализирует задачи под руководством учителя и решает их по плану.
Дифференциация содержания учебного материала осуществляется по уровню трудности:
-низкий уровень –материал усваивается учащимися в основном на репродуктивном уровне;
-средний уровень – на репродуктивном и уровне переноса;
-высокий уровень – материал усваивается на уровне переноса.
Покажу это на примере темы «Частное».
Первая группа: -выводят следующие свойства: «при увеличении делимого частное увеличивается», « при увеличении делителя частное уменьшается»;-находят границы частного.
Вторая группа: - выводят названные свойства; - определяют, верно ли найдены границы частного.
Третья группа: -изучают названные свойства; -сравнивают частные е выполняя вычислений; -доказывают, используя свойства, что 698:2 300,784 : 2 400.
С психолого – педагогической точки зрения данная форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, это способствует ощущению психологического комфорта и сглаживает негативные проявления конкуренции. Самооценка ученика строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей.
Данная работа диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.
Технология личностно – ориентированного обучения –это современный этап педагогической практики – это переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Многообразие проблем частных методик связано с ответом на три вопроса:
- с какой целью обучать детей?
-каким должно быть содержание образования?
- какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?
Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого- педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.
В своей работе личностно – ориентированное обучение рассматриваю по следующим направлениям:
 
-учебный процесс строю таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности.
- создаю максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. В этом помогают включённые в учебники задания под значком «велосипед». Данные задания создают непринуждённую обстановку на уроках, учащиеся принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса и в случае неправильного ответа получают от учителя помощь.
-считаю, что формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. В этом помогает работа с наглядностью, которая выполняет функцию методического средства.
- мне кажется, что личная позиция учителя исходит из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включены задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями.
Например, тема: « Сложение двузначных и однозначных чисел». Детям предлагается: придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?
-способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.
- взгляд ученика как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества.
Например на уроках математики в 3 классе по теме « Порядок выполнения действий в выражениях» предлагаются следующие задания:
. сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются? Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые выражения?
72-9-3+6 48-6+7+8 27-3+2-7
72:9 3:6 48:6 7:8 27:3 2:6
. догадайся! По какому признаку записаны выражения в каждом столбике:
29+8+24 72:9 3
32+9-7+14 48:6 7:8
. разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений. Составь по этому же правилу выражения для других столбиков и найди их значения:
А)9:3 12:3
12:3 15:3
15:3 …
18:3 …
Б)15:5 20:5
20:5 …
25:5 …
30:5 …
Выполняя эти задания, учащиеся получают роль – «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс учения носит частично – поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявлять инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что ребёнок является субъектом деятельности.
Поэтому деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью должна осуществляться:
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в заданиях, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предметам.
Использование проектного обучения.
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

 
  • мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты:
-«Улица моего детства»;
- «Мир растений родного края»;
-«Семейные традиции»;
-«Школа будущего»;
-«Домашние животные»;
 
На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество обучения.
Своим ученикам предлагаю проекты, которые будут выполняться совместно с родителями на более высоком уровне:
-«Природа в будущем;
- «Экологические проблемы водоёмов»;
-«Красная книга»;
- «Моя семья».
Виды проектов, которые можно предложить учащимся начальных классов:
  • исследовательские;
  • информационные;
  • практико-ориентированные.
Выбирая темы для проектов, я считаю, что учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.
В начальной школе можно провести опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект тем и хорош, что можно интегрирова

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»