Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Виды организации деятельности школьников на уроке

Кузнецова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Не один год мы работаем по новым стандартам. Работать по ФГОС сложно… Пришлось переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, как формировать и развивать УУД.
Методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Но для того чтобы современный урок стал  максимально эффективным, учитель должен не только умело применить имеющиеся формы и методы его ведения, но и постоянно вовлекать детей в различные виды учебной деятельности. Создавая для детей учебные ситуации, учитель выступает в роли наблюдателя. Его задача – направлять и помогать. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, ставят задачи и цели, озвучивают тему, предлагают решение.  Даже выводы учащиеся должны делать сами.
Строя уроки в соответствии с требованиями ФГОС, учитель должен сочетать следующие организационные формы: фронтальную, групповую и самостоятельную.  Первая предусматривает совместные действия учащихся класса под руководством учителя; вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая – работу учащихся в малых группах (по 3 - 6 человек) или парами. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций.
Наиболее распространенной формой организации  деятельности учащихся в современной школе является фронтальная. Весь класс одновременно выполняет общую, поставленную учителем перед всеми детьми работу. Совместно  ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты.
Основным достоинством фронтального вида деятельности является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это способствует  установлению доверительных отношений между учителем и детьми, а также между детьми внутри  класса. Это способствует  воспитанию  чувства коллективизма.
Также дети учатся рассуждать,  находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников.
Существенным недостатком фронтальной формы работы является то, что все учащиеся работают в едином темпе. Следовательно, дети  с низкими учебными возможностями работают медленно и хуже усваивают материал.
Важнейшим  видом деятельности учащихся на современном уроке должна стать групповая работа. Учитель делит класс на группы, решающие конкретные учебные задачи. Успех такой работы зависит от четкого распределения обязанностей внутри группы, от ее состава, так как половина группы должна состоять из тех, кто способен на самостоятельную работу. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом в значительной мере возрастает индивидуальная помощь учащихся  друг другу. Слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, в свою очередь, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.
Достоинствами групповой организации учебной работы учащихся на уроке являются приучение их к коллективным методам работы и  формирование положительных нравственных качеств личности.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. 
На современном уроке важное место занимает самостоятельная работа. Этот вид деятельности  включает в себя выполнение детьми поставленной педагогом дидактической цели за определенное время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребенка формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется. Следует помнить о осуществлении контроля со стороны учителя и его своевременной помощи при возникших затруднениях.
Достоинства самостоятельной формы организации учебной работы учащихся в этом , что она  дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.
Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. 
Все виды деятельности учащихся на уроке решают свои конкретные задачи и  прекрасно дополняют друг друга, делая урок наиболее эффективным. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»