Ильина Лариса Николаевна
Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.
Мотив- это то, что побуждает человека к действию.
Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
Внешние мотивы в обучении: |
Внутренние мотивы в обучении: |
Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания. |
Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения. |
У каждого человека присутствует и тот, и другой вид мотивов, причем внешняя мотивация, как правило, преобладает.
Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
- Он же Любопытство.
- Он же Удовольствие.
- Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский
Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..»
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»
В.А.Сухомлинский
В прошлом году я посещала курсы повышения квалификации. Как раз проходила научно-практическая международная конференция. Нам предложили принять в ней участие, и я написала статью, которая была опубликована в международном сборнике. Статья была написана в форме эссе. В ней я размышляла о воспитании в человеке уверенности, о принципах, с которыми я живу и, которыми руковожусь и, работая с детьми в школе уже на протяжении 36 лет. 4 года назад у меня тоже был 1-й класс а дополнительно я вела курсы для дошкольников. В группе оказался мальчик Фёдоров Даня. Даня часто болел, и больше пропускал занятия, чем посещал их. Он бегло читал, лучше всех решал примеры, логические задачки. Всё больше я давала ему заданий, всё чаще усложняла их, а мальчик легко с ними справлялся. И всё больше я недоумевала, почему родители не отдали его в школу. Беседуя с ними, я выяснила, что они очень переживают за сына, из-за того, что он часто болеет, да и просто считали его маленьким.
Наступил апрель, занятия для дошколят подходили к завершению. У меня возникла идея записать Даню к себе во второй класс. Ведя первый класс, я видела, что он справится, что он находится на уровне и даже выше, чем мои первоклассники. Проблема была в письме букв. Я дала Дане прописи и стала отдельно учить его письму. Стала подготавливать его и морально. Шутила: «Как жаль, что ты не в моём классе, вот ты бы точно сегодня получил пятёрку». Потом стала договариваться с администрацией школы, директором и завучем начальных классов, и, заручившись их положительным решением, при условии, что Даня напишет выпускные контрольные на «4» или «5», стала разговаривать с родителями. До сих пор помню, глаза Даниной мамы (в них был страх, удивление) и возмущение бабушки: «Да Вы о чём говорите, Данечка ещё маленький, он так часто болеет, а кто с ним будет уроки делать?» Неуверенность читалась и на лице мальчика. Тогда я предложила в мае по их желанию (не покидая садика, на пару часов) посещать уроки в первом классе. Даня написал итоговые контрольные без единой ошибки.
Сегодня Фёдоров Даниил является учеником 5 класса и учится на отлично. Недавно он стал призёром на конкурсе по астрономии. Он практически не болеет. Думаю, что у него появились более важные задачи в жизни, чем сосредоточение на своих простудных заболеваниях. А его мама с бабушкой говорят, что я подарила Дане год жизни.
С первых дней пребывания в школе, в жизни ребёнка всё чаще появляются слова: «Надо» и «Должен». Эти слова мы слышим на протяжении всей нашей жизни. Но бывает, когда словам «надо» и «должен» противится всё внутреннее состояние человека. Человек испытывает страх, тревогу перед переменами, перед опасностью, теряет уверенность в собственных силах. И, если нарушается или задерживается формирование у ребенка чувства уверенности в себе, в своих силах, возможностях, успешное развитие способностей и вообще развитие ребенка затруднено.
Распространённая причина патологической неуверенности в себе родом из детства. Иногда родители вольно или невольно убеждают ребёнка в том, что он ни на что не способен. Помните это: «ты растяпа!», «все дети уже умеют, один ты…», «только ты такой неуклюжий»? «он в математике такой слабый, потому что весь в меня». Все подобные выражения откладываются в памяти, и ребёнок усваивает не то, что нужно быть ловким, умным и послушным, а то, что у него никогда не получится быть таким хорошим, как те чужие дети, которые почему-то нравятся маме больше. С возрастом, конечно, это забывается, но неуверенность в себе остаётся, хотя раскопать реальную причину этой неуверенности бывает не так – то просто.
Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ученику: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты плохо подготовился к уроку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь получить лучшую оценку». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему.
Позвольте вашему ученику поспорить с вами, хотя бы иногда. Если вы сделали это, то пойдите дальше – позвольте ему убедить вас в чем-то для него важном. Если вы сделали это, то пойдите дальше – позвольте ему хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы категорически не согласны. Не ошибается только тот, кто бездействует. Добиться того, чтобы сомнения не мешали жить, не портили качество жизни можно лишь одним способом – действовать вопреки им.
Научите детей часто повторять такие слова: «Мне всегда везет», «Я все могу», «У меня все получится», «Все будет хорошо».
Если к слову «надо» добавить «мне», получится - «это надо мне». Тем более всё получится, если ещё и к неуверенному «смогу?», добавить «я смогу!». А отсюда: «Я хочу это делать, потому что это надо мне, я смогу это сделать».
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
3 года назад я приобрела ноутбук, чтобы «идти в ногу со временем». Обстоятельства сложились так, что мне не удалось пойти на курсы обучения компьютерному мастерству. Но я упорно, методом проб и ошибок, изучала все азы сама. А тут ещё родители одного мальчика подарили старенький компьютер классу для общего пользования. И моими учителями в некоторых вопросах стали мои же ученики второклассники. И особенно мне помогал Владик, мальчик, который, всё время втягивал голову в плечи, стоило мне назвать его фамилию. И как-то за очередным занятием, я ему призналась: «Мне надо бы освоить программу Power Point для создания презентаций, я хочу давать вам уроки с мультимедийной установкой и презентацией, но я очень боюсь, что не смогу». Дети, которые стояли рядом были поражены: «Вы боитесь?». А Влад произнёс: «Конечно, боится, но я чувствую - Вы сможете, а если что- то не получится, я Вам помогу». А у него самого вдруг выпрямились плечи, головка приподнялась, и больше он её не втягивал. А я ведь действительно боялась, боялась, что испорчу ноутбук, сорву или уничтожу программу, а если сорву урок… Сколько было радости восторга, когда я провела этот первый урок – презентацию для учителей школы. Нетрадиционный «Весёлый урок грамматики».Урок был действительно весёлым, интересным, с элементами театрализации; задания разнообразны (простые и сложные с вкраплениями на опережающее обучение), очень красочные слайды. На уроке работали все ребята без исключения, так как задания были подобраны с учётом их способностей, а значит и посильны для каждого.
Долгое время я работала по традиционным учебникам и программам, применяя творчески все методы и приёмы, характерные для традиционной школы. Работала и по программе «Гармония»
В настоящее время каждому учителю предоставляется выбор образовательных программ. Вне зависимости от системы и программы, ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. После изучения образовательных систем и программ, я выбрала для своей деятельности программу «Школа 2100».
Почему же я выбрала эту образовательную программу?
· Образовательная программа «Школа 2100» соответствует
основным принципам государственной политики российского образования изложенного в Законе РФ «Об образовании», в государственных стандартах, решает задачи модернизации образования, характерные для сегодняшнего дня.
· Она создана группой академиков РАО А.А.Леонтьевым, Ш.А.
Амонашвили, С.К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных Р.Н. Бунеевым, А.А.Вахрушевым, Д.Д. Даниловым, Т.А. Ладыженской и другими, целиком построена на лучших российских педагогических традициях, исследованиях РАО последних лет и чётко учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.
· Эта образовательная система готовит учащихся к реальной
современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным образовательным потенциалом, формирует универсальные учебные действия и ключевые компетентности, имеющие большое значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения), приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения.
· Работа по программе устраняет школьные перегрузки, сохраняет
здоровье детей.
· Обеспечивает преемственность основных образовательных
программ начального и среднего образования.
· Хорошая методическая оснащенность программы даёт педагогу
возможность достигать результатов уже на первых этапах обучения.
· В основу учебников «Школа 2100 заложен принцип
«минимакса», который позволяет адаптировать программу к детям разного уровня подготовки, легко скорректировать работу в зависимости от особенностей класса.
Ведущими технологиями обучения и воспитания учащихся в образовательной системе «Школа 2100» являются:
- технология проблемно – диалогического обучения, которая используется на уроках открытия нового знания и во внеурочной деятельности;(Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. При побуждающем диалоге, возникают вопросы: Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». Диалог побуждает выдвижение гипотез и к знаниям.
Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью я , приступая к изучению новой темы, предлагаю задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям, стремятся их выполнить. А более слабые стремятся не отстать, и сами просят ещё раз объяснить этот материал.Таким образом я создаю условия для развития мотива.
(СЛАЙД 7)-таблица
- Программа обучения с усложнящимся уровнем задач
- Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах
- Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача
- Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения
- технология формирования правильной читательской деятельности, используемая при работе с текстом на уроках по разным предметам. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)
2. Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)
3. Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы
В своей работе использую следующие инновационные методы и технологии:
1. ИКТ. Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности учителя - один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. В своей педагогической деятельности в начальной школе компьютерную поддержку использую на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературного чтения, природоведения, изобразительного искусства, при проведении внеклассных мероприятий. Такая поддержка, на мой взгляд, должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это необходимо. Она обеспечивает обучающую, воспитывающую и развивающую функции уроков и мероприятий.
ИКТ пользуются и применяют и сами дети. Вот и сейчас в моём классе девочка Ковалёва Ксюша с родителями создала презентацию «Мой город». Доклады по творчеству писателей, пересказ текстов учащиеся сопровождают показом презентаций, работа по созданию мульт-проектов.
2. При формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках чтения и русского языка использую метод "MIND MAPS" (интеллект-карты). Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Особенно хорош этот метод при обучении детей письму изложений, сочинений, т. е. в работе над развитием речи. На доске рисуется схема в виде ножек, если говорится, что пришла весна, потекли по дорогам ручейки –дорога и капли.
При работе над разделительным мягким знаком я предложила ребятам создать карточки в виде слов с разделительным Ь , но на месте его письма делать рисунок соответствующий слову: так в слове «гроздья» на месте Ь нарисована гроздь винограда или рябины и т. п.
Интеллект-карта помогает запоминать правописание словарных слов, отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
- Развитию речи детей уделяю много внимания. Применяю творческий подход. Особое внимание уделяю домашним творческим работам. Прежде чем написать сочинение, идёт подготовительная работа. Это -поиск материала, загадки, стихи, рисунки.
На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы. Они с удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.
3. Проектный метод обучения. Использование методов проектов позволило создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями в течение заданного времени, что даётученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места.Ведь главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Это заложено в программе 2100 ( Специальные тетради )
Санкт-Петербургский центр детского технического творчества (СПб ЦДТТ), лаборатория ТРИЗ представляет инновационный продукт «ЕжеДневник младшего школьника» для 1 – 4 классов. Авторы: Трофименко Раиса Викторовна, Таратенко Татьяна Александровна, Котова Анна Александровна, педагогические сотрудники СПб ЦДТТ.
Оригинальная структура ЕжеДневника позволяет создать условия для объединения Ребенка — Учителя — Семьи. Работа с ЕжеДневником помогает учителю системно подойти к организации повседневной воспитательной работы в классе, вносит творческую составляющую в учебный процесс. Использование новой формы дневника дает семье возможность не только видеть информацию об отметках ребёнка, но и принимать более активное участие в развитии его личности. Для родителей и педагогов Ежедневник — естественный инструмент позитивного взаимодействия семьи и школы.
Ежедневник включает в себя:
- страницу «Личные данные»;
- семейную страницу с советами учителя, психолога, где родители будут выполнять задания вместе с ребенком или для него;
- творческую страницу, где ребенок будет фантазировать, тренировать мелкую моторику рук;
- страницу «Я расту», где отражена основная форма материализации учебных успехов ребенка в самом трудном для первоклассника деле — в освоении техники чтения — график читательского роста — одна из возможных форм оценки, которая не травмирует;
- красочную грамоту «Высота у всех своя», которой награждается ребенок за свои достижения.
- технология оценивания учебных достижений.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.
Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Перечисленные технологии легко сочетаются с давно всем известными технологиями, которые я успешно применяю в своей профессиональной деятельности.
Так, как в младшем школьном возрасте игра остаётся ведущим видом деятельности, считаю обязательным использование игровых технологий при организации работы на уроке и во внеурочной деятельности.
В чём же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – всё это положительно влияет на результативность обучения. Во-вторых, планируя урок, я стараюсь связать его с жизнью, а это в свою очередь помогаете мне активизировать познавательную деятельность детей. И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.
Игра – это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни, ведь здесь ребёнок может взять на себя роль хорошего ученика или роль шалуна. При этом он смотрит на себя как бы со стороны – как на исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на самом деле. Очень удачно организовывать такие игры на уроках чтения и внеклассного чтения. Я нередко организую ролевые игры, живые картинки, инсценирование эпизодов, чтение по ролям. Читая сказки и рассказы, разыгрываем с учащимися диалоги. Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. По моему мнению, игра не предшествует обучению и не чередуется с ним. В школе игра - форма организации руководства учителем учебной деятельностью класса. К этим важным выводам я пришла не сразу, а в процессе накопления знаний и опыта работы с младшими школьниками.
В нашей школе постоянно проводятся конкурсы песен с элементами инсценирования. Я же на просто делаю сценку с ребятами, а у нас это целый проект. Когда мы готовились к конкурсу инсценированной песни военных лет, мы изучали историю, делали рисунки, заучивали стихи о войне, о подвиге народа. прослушивали песни 40-ых годов, смотрели фильмы и ролики о войне. Так появились маленькие спектакли «Землянка», «Синий платочек». Сейчас уже с первоклассниками мы снова участвовали в конкурсе инсценированной песни на тему «Песни из мультфильмов», и снова заняли первое место в школе.
Таким образом, в своей работе я использую методы:
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Применяю формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Устраиваю:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Меньше бойтесь и переживайте. Это мешает принятию правильного решения. К тому же страх и переживания негативно влияют на здоровье. И чтобы они ушли, старайтесь больше улыбаться и смеяться. Поверьте, что гораздо легче и прекраснее жить, идя по жизни с улыбкой и оптимизмом. Чрезмерно заостряя внимание на своих комплексах, люди сами провоцируют их развитие. Часто то, из чего многие из нас создают себе комплексы, можно преподнести как достоинство, как изюминку, которая способна нас выгодно отличать от других. Но успех зависит только от вашего отношения. Правильное к себе отношение, к своим недостаткам и достоинствам поможет вам избавиться от комплексов.
Начните в себя верить. Проявляйте уверенность во всем, что вы делаете. Постарайтесь понравиться в первую очередь себе, ведь всем не понравишься. Не бойтесь проявлять свою уверенность. Вы должны не только быть уверенными в себе и в своих словах, но и говорить истину и жить в соответствии с этой истиной. Это сделает вас действительно счастливым человеком. Вас начнут уважать окружающие, вас будут любить. А ведь любовь является высшей точкой любых отношений. Ваша жизнь станет интересной и яркой.
Запомните, результата в борьбе с комплексами, да и в любых других начинаниях, можно достичь благодаря двум факторам - вере и действию. Поэтому верьте в свои силы и действуйте, и все у вас получится.
Настоящий педагог, сколько живет и работает, столько и учится, потому что жизнь, пусть это и звучит банально, не стоит на месте. А если ты учитель и хочешь быть для своего ученика интересным, то решение здесь есть одно – учись. Но ведь можно, получив диплом об образовании, больше самому «не самообразовываться». Но тогда Вам с детьми по школьной дороге просто не по пути.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!
Используемая литература:
1. Е.П.Ильин “ Мотивация и мотивы” Питер, 2000г
2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
3. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000г.
4.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998
5. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности- М, 2003.