Использование РНС с целью активизации
познавательной деятельности учащихся
Деришева Наталия Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №655
Приморского района Санкт-Петербурга
Начальная школа – это принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Дети, придя в первый класс, зачастую не понимают, зачем они пришли в школу, ведь читать они умеют, писать тоже, им становится неинтересно. Одним из условий качественного обучения является мотивация и интерес ребят к занятиям, отсюда наша задача, как учителя - организовать работу на уроке таким образом, чтобы познавательная активность ребят максимально возросла. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Уже долгое время, одна из важнейших проблем школы - каким образом активизировать учащихся на уроке? Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира.
В первом классе мы детей не оцениваем, но чтобы повысить интерес к учёбе, «зажечь потухшие глаза» мы ввели рейтинговую накопительную систему оценивания в виде плюсиков. Заработав определённое количество плюсиков или других значков (по выбору учителя) дети меняют их на рисунок (допустим звёздочку) и украшают своё небо, которое вырезали сами. В конце триместра подводятся итоги и награждаются самые активные ученики. Тем, у кого мало значков даются советы, как стать активным и успешным. В следующем триместре меняется картинка, (допустим на ёлочку) и дети её украшают к новогоднему празднику игрушками. Детям очень нравится, они активизируются, стремятся быть первыми, помогают своим друзьям, чтобы и они были успешными. Существует также система штрафов, когда ребёнок за нарушения отдаёт знак обратно. Это воспитывает ответственность за свои поступки.
Родители активно помогают детям, так как им нужен результат, и они его наглядно видят. Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности учащихся, включая самостоятельную работу. Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность учащимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одноклассников.
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.
Игра для младших школьников – это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.
На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
На уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы. Стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок – театр, поход в цирк. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.
При помощи информационных технологий мы можем отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний.
Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.
Из всего этого можно сделать вывод: учащиеся начальной школы положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов. А стимулирование в виде жетонов активизирует и помогает стать успешными.