Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока окружающего мира в 3-м классе
(Образовательная система:«Школа России»)

Вода в природе. Свойства воды. Круговорот воды в природе

 
Копытина Ирина Мартыновна,
у
читель ГБОУ СОШ №111
с углубленным изучением немецкого языка
Калининского района Санкт-Петербурга

Технология исследовательской деятельности.
Цель урока:
дать представление о круговороте воды в природе, связав его со свойствами воды
 
Задачи урока:
сформировать понятие "круговорот воды в природе"
расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды
учить детей бережно относиться к воде

Планируемые результаты

Личностные УУД
Умение:
ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
аргументировано отстаивать свою точку зрения
оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность
осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.
В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение:
отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»
работать с информацией
собирать информацию, обрабатывать и делать выводы
называть свойства воды
решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
Регулятивные УУД:
Умение:
определять цель учебной деятельности самостоятельно
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
аргументировано находить и объяснять свои ошибки
определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся
Коммуникативные УУД:
Умение:
-задавать вопросы
-слушать, не перебивая
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами
 
Оборудование: карточки , лист для практической работы «Свойства воды», схема: «Вода в природе»,  «Круговорот воды в природе», штатив, спиртовка, колба, ,выпаривательная чашка, лед, блюдца, пипетки, стаканы, соль, ложки, предметные стекла.
 
Ход урока:
1.Вступление.
 Уважаемые коллеги! Наш научно-исследовательский институт «Человек и природа» продолжает свою работу. Научные руководители проверьте готовность своих отделов к работе.
 
2.Проверка домашнего задания.
На столах лежат рабочие папки групп.
Руководители работ откройте папку, возьмите конверт №1 и раздайте задания своим сотрудникам. В правом верхнем углу, каждый проставьте свой личный код.(первая буква фамилии, имя и номер группы-ПК 3 и т.д.)
На прошлой недели у Вас успешно прошла практическая работа по теме «Почва».Свои выводы, которые вы сделали в результате  практической работы отразите на персональных листах.
КАРТОЧКА
Почва состоит из ______________ и _________________. Из остатков корней, листьев, стебельков растений образуется _________________.Для роста растений нужна _____________, для дыхания нужен ____________. Чтобы вырастить богатый урожай, почву необходимо _______________, ________________.
 
Карточка сдается руководителю группы.СЛАЙД №1На смарт-доске в результате проверки  в карточку подставляются слова-ответы. (файлы на доску учитель записывает заранее)
 
 
3.Формулирование темы урока.
Коллеги! Нашему институту доверили ответственную работу. Тему исследования мы должны установить самостоятельно.
 Загадка о воде.
Я и туча , и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
Отгадайте загадку, сформулируйте тему исследования.
 
СЛАЙД №2
«Вода в природе. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
 
4.Актуализация знанийПосмотрите на смарт- доску.  На доске изображена схема.

 
 
 
Точно такая же схема есть в каждой группе в конверте №2. Определите, кто сегодня в каждой группе будет топографом, помощником руководителя группы. (Топограф – человек, выполняющий топографические работы, знающий условные топографические знаки, ведущий топографическую съемку.)Возьмите  маленькие карточки с   условными обозначениями.
 Определите, о чем идет речь.
К маме-речке я бегу, и молчать я не могу.
Я ее сын родной, а родился я весной.(ручей)
Запомните ответ и продолжим работу. Ответ вам пригодится для вывода по работе.
Возьмите  маленькие карточки с   условными обозначениями.
А)Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли?
Найдите условный знак, если он отсутствует, то нарисуйте его и приклейте на схему около цифры № 1.
Б)Все обходят это место, здесь земля как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи…нет опоры для ноги.
Дальше работа проходит аналогично, цифра №2.
В)Как называются природные углубления на поверхности суши, заполненные водой? (цифра №3)
Г)Как называется часть океана, которая впадает в сушу?
Возьмите ручку и надпишите название печатными буквами прямо на листе, в том месте, где вы считаете нужным.
Д) Дайте название последнему условному знаку.
Сформулируйте вывод: Какие же  источники воды существуют в природе?
Проверка работы. СЛАЙД №3 «Источники воды в природе»
Ручьи    болота  озера  реки  моря  океаны
Действительно, трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду! Она содержится в земле, в камнях, в любых живых организмах: растениях, животных, человеке и даже в воздухе.
Вода используется человеком в повседневной жизни, для орошения полей, садов, огородов.Много воды требуется и для промышленных предприятий.
Я убедилась, что вы готовы к серьезной научной работе.
 
5.Свойства воды. Практическая работа и опыт.
Руководители групп, возьмите лист -Практическая работа «Свойства воды».
В каждой группе выберите лаборанта и его помощника, который будет фиксировать (записывать) результаты опытов и исследований. (Лаборант- младший научный сотрудник, научно-исследовательского учреждения, выполняющий опытную и исследовательскую работу)
А)Прочитайте первый пункт плана.
Имеет ли вода запах? Вывод запишите. (без запаха)
Б)Налейте, с помощью пипетки, немного воды на предметное стекло. Что происходит с водой? Дайте название этому свойству воды. Запишите вывод (текучая)
В)Опустите ложку в стакан с водой. Видна ли ложка? Дайте название этому свойству, запишите вывод. (прозрачная)
Г)Выполните последний пункт плана. Размешайте соль в стакане с водой. Что произошло с солью? Что вода сделала? (растворитель)
В какомсостоянии вода находится в ваших стаканах? (жидком)
Значит все свойства, о которых шла речь в практической работе относятся к воде в жидком состоянии. Какое условие необходимо, чтобы вода превратилась в лед?  ( t  )   Лед- это какое состояние воды?(твердое)
Газообразное состояние воды (опыт)
Я, как руководитель всего института,  взяла на себя самую сложную часть работы. Сейчас из проведенного мною опыта мы узнаем еще об одном состоянии воды.
Опыт№1.В выпаривательную чашку наливаю немного воды и подогреваю ее на пламени спиртовки. Что вы замечаете? Что происходит с водой? Как вы думаете, что будет дальше? Куда делась вода из чашки? Что с ней произошло? Под действием чего испарилась вода? ( t)В каком же состоянии находится вода теперь? (пар, газ-газообразное состояние воды)
Мы ежедневно наблюдаем с вами это явление в классе. Что происходит с поверхностью доски через некоторое время, после ее мытья? (демонстрация) Куда же исчезает вода? МОЛОДЦЫ!
6.Физминутка.
Каждый из вас, по велению Матушки-Зимы, на мгновение превратится в сосульку. Встаньте, изобразите. Пригрело солнце. Покажите, что происходит с сосулькой. Из какого состояния воды  в какое вы превратились?
 
7. «Круговорот воды в природе». Опыт№2.
Свойства воды человек использует в своей жизни, растения и животные в своем развитие. Но если мы говорим о том, что вода может испаряться, почему же она полностью не исчезает с поверхности земли? Чтобы ответить на этот вопрос  проведем еще один опыт. Лаборанты групп подойдите ко мне для наблюдения за ведением опыта.
На дно стакана насыпаю песок. Заливаю его водой, чтобы песок полностью пропитался. (В колбе, стоящей над спиртовкой уже приготовлен состав из песка и воды)Ставлю на колбу выпаривательную чашку со льдом. Подогреем колбу на пламени спиртовки. Как вы думаете, что происходит  в колбе? (появился туман, стенки колбы нагрелись и согрели воздух)Что появилось на стенках колбы? (водяные пары)Что происходит с воздухом наверху колбы? (охлаждается под действием льда)
В природе на большой высоте от земли воздух тоже охлажден, поэтому там образуются облака.
В нашей колбе тоже образовались облака, поднялись вверх и под действием льда начали охлаждаться. Как вы думаете, что произойдет дальше?
Посмотрите. Вода выпадает обратно в виде капель воды. Чтобы вы могли лучше видеть этот процесс, наша колба имеет трубочку, по которой будет стекать вода. Если бы ее не было, вода падала бы снова на песок. Явление, которое мы с вами наблюдаем, называется «Круговорот воды в природе»
Под действием чего вода в природе нагревается?
Что с ней происходит?
В виде чего она  поднимается вверх?
Что происходит с паром высоко в воздухе?
Во что превращается пар?
В виде чего вода выпадает из облаков на землю?
Эта вода пополняет реки, которые несут ее в океан. Так на земле происходит круговорот воды в природе.
Вы внимательно наблюдали за опытом. Проверим,  как вы усвоили научную информацию.
 
Рефлексия.
СЛАЙД№4
1. облака                  2. снег              3. солнце                4.воздух                      
 5. Земля
Возьмите в руки веер и покажите, под каким номером на доске спрятался «виновник круговорота воды в природе».
 Конструирование «Круговорота воды в природе»
Возьмите конверты, на которых слово «Заготовки» и лист с названием работы.
С помощью клея и заготовок из цветной бумаги составьте «Круговорот воды в природе» (все вместе даем название деталям ,голубая- вода, зеленая- трава и т.д.)
Распределите работу в группе. Приступайте к работе. После окончания работы, прямо поверх аппликации наклейте стрелки, которые покажут направление движения воды. (музыкальное сопровождение) Представление работ группами, разбор.
 
8. Задание на дом.
Вы сегодня успешно справились с предложенной нам темой исследования. Предлагаю дома подготовить материал по следующим вопросам (по выбору)
1.Почему в реках вода пресная, а в океанах соленая?
2.Составьте схему «Источники загрязнения воды».
Отдельным ученикам  предлагается решить кроссворд.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Свойства воды»
 
Цель: определить опытным путем основные свойства воды.
Оборудование: мерный стакан, предметное стекло, пипетка, спиртовка, штатив, выпаривательная чашка, соль, ложка.
 
Ход работы:
 
1.Возьми стакан с водой. Понюхай воду. Имеет ли вода запах?
Сделай вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пипеткой нанести несколько капель (1-2) на предметное стекло. Что происходит с водой?
Сделай вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Возьми стакан с водой и опусти в него ложку. Видна ли она?
Сделай вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В стакан с водой добавь немного соли. Размешай как следует. Что происходит с водой?
Сделай вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РАБОТА  УЧАЩИХСЯ НА ФАЗЕ РЕФЛЕКСИИ
 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»