Тюренкова Алла Владимировна,учитель начальных классов
Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда он свои мысли излагает вслух.
Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной работой. 1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. 2.Дети учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками. 3.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. 4.Возрастает значимость личности каждого ученика. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.
Для того, чтобы групповая работа не ассоциировалась с шумом, пустыми разговорами , ссорами её необходимо правильно организовать. 1.Я формирую группы из четырёх- пяти человек. Состав группы, по-моему, должен быть разнородным : лидер, ученики со средними и слабыми способностями. Желательно, чтобы в одной группе не встретились крепкие друзья или дети, которые часто конфликтуют друг с другом.
2.Работоспособность групп зависит от выбора дежурного командира. Процесс выбора зависит от уровня сложности задания. Если задание непростое, то командира с согласия детей выбираю я, иногда этим занимается группа, но обязательно после того, как получит задание. 3.Чтобы организовать успешную работу в группах, надо учить школьников навыкам групповой работы, которые отражаются в правилах, составленных классным коллективом.
Правила работы группы
- при обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа - в процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему - выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готов ответить от имени группы - как только завершите работу, возьмитесь за руки - как только прозвучит сигнал учителя об окончании работы, в классе должна быть тишина - будьте внимательны к ответам каждой группы
Мне показался интересным опыт одного из преподавателей : предлагать учащимся группы выполнение ролей руководителя (он контролирует организацию работы), хранителя тишины (он отвечает за порядок), секретаря (фиксирует результативность работы членов группы), инструктора (он оказывает помощь нуждающимся в ней).
В групповой работе очень важен темп. Он способствует концентрации внимания. Ограничение времени на выполнение задания - очень важная мелочь, которую учителю важно оценить до начала работы. Использование песочных часов действует на детей организующее - нет пустой траты времени.
Если нет никакого действия в пространстве класса, если нет рабочего шума, на высокий результат можно не надеяться. Учителю нужно радоваться, если его задание вызывает у детей желание работать, а это невозможно без оживления эмоционального и физического.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ НА УРОКАХ НОВОГО МАТЕРИАЛА
а) 2 класс тема урока «Звёзды и созвездия»
После ознакомления с материалом учебника приступаем к работе с дополнительной литературой. Я делю детей на группы по четыре человек, присваивая каждому порядковый номер от 1 до 4 в зависимости от уровня навыка чтения и пересказа. Каждый ученик открывает текст и находит в нём ответ на свой вопрос: Сколько звёзд на небе? Почему звёзды днём не видны на небе? Почему звёзды на небе кажутся нам крошечными? Ребёнок должен запомнить текст и пересказать его своей группе. Затем из каждой группы выходит представитель и даёт ответ на один из моих вопросов. По данному ответу определяется результативность работы группы.
Аналогичная работа проходила по теме «Форма Земли». Работая с материалом учебника, два ученика группы узнали о фактах, представленных Аристотелем как доказательство шарообразности нашей планеты, третий ученик прочёл об экспедиции Магеллана, четвёртый, он же знаток предмета, самостоятельно ответил на вопрос учебника: « Кто из людей первым увидел Землю- шар?» Дети поделились полученной информацией со своей группой, затем представители групп выступили перед классом.
б) 1 класс тема урока «Появление и развитие жизни на Земле»
Дети знакомятся с новой темой, анализируя рисунки учебника на страницах 2-4 .Класс делится на пять групп в соответствии с количеством рисунков. Группы составляют рассказ об этапах появления жизни на Земле и выступают перед классом. Затем происходит чтение текста к каждому рисунку хорошо читающими детьми. В заключительной части урока я предлагаю каждой группе ответить на один из вопросов и иллюстрировать свой ответ. Вопросы: «Где зародилась жизнь и в какой форме?» , «Кто постепенно появился в воде?», «Кто стал позже жить в морях?» , «Кто жил на суше много миллионов лет назад?». Группы получают задание не по тому рисунку, по которому работали вначале урока. Таким образом, каждая группа демонстрирует уровень усвоения нового материала.
в) 2 класс тема урока «Экология – наука о взаимосвязи природы и человека».
После того, как дети познакомились с понятиями «экология», «эколог», «экологическая катастрофа», они получили установку подумать о благоустройстве своего города, и каждая группа приступила к выполнению индивидуального творческого задания.
1 – Как предотвратить загрязнение воздуха вредными выбросами, которые происходят в результате деятельности некоторых предприятий? 2 – Как бороться с загрязнением воздуха выхлопными газами автомобилей? 3 – Как уберечь город от искусственных гор мусора? 4 – Что нужно изменить в городе, чтобы прогулки по нему были полезны для здоровья и доставляли удовольствие?
Учащиеся с интересом обсуждали поставленные перед ними проблемы. Результаты своей деятельности группы представили классу в виде рисунков и предложений. Поступили предложения строительства очистных сооружений на предприятиях, конструирования электромобилей, создания предприятий по переработке мусора, организации пунктов приёма стекла и пластика, озеленения города. О некоторых вещах дети знали не понаслышке, а видели своими глазами во время путешествий по другим странам.
Использование работы в группах на этапе повторения пройденного материала
2 класс урок по теме «Что вы уже знаете об окружающем мире и нашей планете?»
На первом этапе урока нам нужно было вспомнить о материале, пройденном в первом классе. Для организации повторения я разделила детей на группы и предложила кандидатуры дежурных командиров. Затем группы получили следующие задания:
- Что такое Пангея? Как выглядит наша планета сейчас?
- Какие условия способствовали возникновению жизни на Земле? Где появились первые живые организмы?
- Расскажите о тех изменениях, которые происходили на нашей планете?
- Как учёные узнают о том, что было в далёком прошлом Земли?
После выступления каждой группы слово представлялось представителям других групп, для того чтобы была воссоздана более широкая картина по каждому вопросу. Кроме того такой обмен мнениями способствует более внимательному прослушиванию ответа товарищей по классу.
Во второй части урока мы перешли к изучению нового материала.
Использование работы в группах на уроках контроля знаний
1класс урок по теме «Что мы узнали на уроках окружающего мира».
Этот урок занимает два часа. Каждое задание оценивается определённым количеством баллов, результаты фиксируются на доске. На выполнение каждого задания предполагается затратить определённое время.
1 задание
Каждая команда придумывает себе название и объясняет свой выбор, исходя из того, что сегодня мы будем говорить о нашей планете.
2 задание
Каждая команда получает карты полушарий без изображения материков и конверты с материками и названиями океанов. Нужно приклеить на карту данные объекты.
3 задание
Учащиеся располагают на карте подписи тепловых поясов, экватора, которые получают в конверте.
4 задание
Группы получают в конверте картинки с изображением живой и неживой природы. Их нужно распределить по группам в соответствии с тепловыми поясами.
5 задание
Командир выбирает одну загадку, команда её разгадывает, а учитель помещает на доску отгадку.
Живут в воде работники,
Не столяры, не плотники.
Но такие мастера,
Дом построят хоть куда.
Очень острые иголки,
Как у ёжика и ёлки.
Но в комок свернуться « ёжик»,
Как ни старается, не может
Косой бес
Поскакал в лес.
Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица.
6 задание
Нужно рассмотреть рисунок на странице 43 учебника, найти ошибки и исправить их. Команды выступают по очереди.
О результатах выполнения задания я сообщаю сразу после проверки этого задания после обхода групп, фиксирую результаты на доске и объясняю каждый поставленный балл. После подведения итогов я перевожу баллы в отметки, таким образом, дети получают отметки за урок.
Обязательным конечным элементом урока групповой работы должна быть рефлексия. Групповая рефлексия- это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Рефлексия позволяет учиться на собственном опыте. Опыт, который не был проанализирован и использован для будущей работы, бесполезен. Допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Рефлексия будет успешной, если в группе царит доброжелательная атмосфера.
Итак, построить продуктивную работу в группах на уроке не так просто. Чтобы всё удалось и можно было получить удовлетворение от хорошо выполненной работы , и чтобы ученикам вновь захотелось работать совместно, учителю нужно грамотно спланировать и спрогнозировать свою деятельность и деятельность учеников. И если всё получается, то ученики проявляют себя как самостоятельные творческие личности, как товарищи по команде и во взаимодействии понимают и себя , и материал урока, подтверждая тем самым слова Л. С. Выготского: «Через других я становлюсь собой».