1 раздел
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:
Ø Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Ø Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
2 раздел.
Общая характеристика курса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи содержания курса:
Ø формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
Ø воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
Ø овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
Ø формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
Ø систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
Ø освоение основ адекватного природо-культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
Ø знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
Ø существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
3 раздел.
Место курса в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» в учебном плане определен 68 ч (2 часа в неделю)
4 раздел.
Результаты изучения курса
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
Ø различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
Ø описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
Ø сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
Ø проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
Ø использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
Ø использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
Ø использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
Ø обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
Ø определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
Ø понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
Ø осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
Ø пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
Ø выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
Ø различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
Ø используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
Ø оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
Ø использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
Ø соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Личностные результаты:
Ø формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Ø формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ø формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Ø овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Ø принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Ø развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Ø формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Ø развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Ø развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Ø формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Ø овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Ø освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Ø формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Ø формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Ø освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Ø использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Ø активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Ø использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
Ø овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Ø готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Ø определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Ø овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
Ø овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Ø умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
Ø понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Ø сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Ø осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Ø освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Ø развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
5 раздел.
Содержание курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
6 раздел.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по окружающему миру.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Страницы учебника |
1 триместр |
||||
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) |
||||
1 |
|
Родная страна. |
Учатся - различать государственные символы России; - анализировать информацию учебника; -различать национальные языки и государственный язык России; - извлекать из различных источников сведения о символах России. |
4-7 |
2 |
|
Город и село. ОБЖ: взаимодействие человека с окружающей средой |
Учатся - сравнивать город и село; -рассказывать о своём доме по плану; -формулировать выводы; -распределять обязанности по выполнению проекта; -собирать информацию о выдающихся земляках; -проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивать свои достижения. |
8-13 |
3 |
|
Природа и рукотворный мир. |
Учатся -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре и группе; -формулировать выводы из изученного материала; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
14-17 |
4 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» ОБЖ: какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни |
-выполняют тестовые задания учебника; -оценивают свои достижения и достижения учащихся. |
18-22 |
Раздел «Природа» (20 ч) |
||||
5 |
|
Неживая и живая природа |
Учатся -классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи м/у живой и неживой природой; -работать в паре. |
24-27 |
6 |
|
Явления природы
ОБЖ: сигналы 01,02,03,04 |
Учатся -работать в паре: различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. |
28-31 |
7 |
|
Что такое погода? |
Учатся наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды; -работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа. |
32-35 |
8 |
|
В гости к осени (экскурсия) |
Учатся - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
|
- |
9 |
|
В гости к осени (урок) ОБЖ: чем современное жилище опасно для человека |
Учатся работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. |
36-39 |
10 |
|
Звёздное небо |
Учатся находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку. |
40-43 |
11 |
|
Заглянем в кладовые земли ОБЖ: правила пользования электроприборами, газом и водой |
практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы; -работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; -формулировать выводы. |
44-47 |
12 |
|
Про воздух и про воду |
Учатся - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края. |
48-51 |
13 |
|
Про воздух и про воду ОБЖ: опасная ситуация дома. Как ее избежать? |
52-55 |
|
14 |
|
Какие бывают растения |
Учатся -устанавливать по схеме различия м/у группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. |
56-59 |
15 |
|
Какие бывают животные? ОБЖ: ватно- марлевая повязка, ее устройство и назначение |
Учатся - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. |
60-63 |
16 |
|
Невидимые нити |
Учатся - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивать свои достижения. |
64-67 |
17 |
|
Дикорастущие и культурные растения
ОБЖ: причины возникновения пожара |
Учатся -сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -осуществлять контроль и коррекцию; -классифицировать культурные растения по определённым признакам; -находить информацию о растениях; -обсуждать материалы книги «Великан на поляне». |
68-71 |
18 |
|
Дикие и домашние животные |
Учатся - сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. |
72-75 |
19 |
|
Комнатные растения
ОБЖ: меры противопожарной безопасности, действия при пожаре |
Учатся - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. |
76-79 |
20 |
|
Животные живого уголка |
Учатся - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; -осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.
|
80-83 |
21 |
|
Про кошек и собак ОБЖ: экстремальные ситуации для человека в окружающей среде |
Учатся - определять породы кошек и собак; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. |
84-87 |
22 |
|
Красная книга |
Учатся - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). |
88-91 |
23 |
|
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» ОБЖ: съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды |
Учатся - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -предлагать аналогичные правила; -распределять обязанности по выполнению проекта; -извлекать информацию из различных источников; -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу. |
92-97 |
24 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
- выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе; -формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами. |
98-102 |
2 триместр |
||||
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
||||
25 |
|
Что такое экономика
ОБЖ: простейшие способы ориентирования в лесу |
Учатся - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; -извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. |
104-107 |
26 |
|
Из чего что сделано |
Учатся - классифицировать предметы по характеру материала; -прослеживать производственные цепочки, моделировать их; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. |
108-111 |
27 |
|
Как построить дом ОБЖ: меры безопасности в осеннее- зимнее время года на воде |
Учатся - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -рассказывать о строительных объектах в своём селе |
112-115 |
28 |
|
Какой бывает транспорт |
Учатся - классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. |
116-119 |
29 |
|
Культура и образование ОБЖ: водная переправа. Правила пользования |
Учатся- различать учреждения культуры и образования; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
|
120-123 |
30 |
|
Все профессии важны. Проект «Профессии» |
Учатся - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; -формулировать выводы; -распределять обязанности по подготовке проекта; -интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. |
124-129 |
31 |
|
В гости к зиме (экскурсия) ОБЖ: катание на санях, коньках, лыжах. Меры безопасности |
Учатся - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. |
- |
32 |
|
В гости к зиме (урок) |
Учатся - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; -формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; -вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». |
130-133 |
33 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села ОБЖ: помощь терпящим бедствие на льду |
Учатся - выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе; -формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами. |
134-139 |
34 |
|
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» |
Учатся - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
- |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) 2 часть - учебника |
||||
35 |
|
Строение тела человека ОБЖ: меры безопасности при уходе за домашними питомцами в городе |
Учатся - называть и показывать внешние части тела человека; -определять на муляже положение внутренних органов человека; -моделировать внутреннее строение тела человека. |
4-7 |
36 |
|
Если хочешь быть здоров |
Учатся - рассказывать о своём режиме дня; -составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; -различать продукты растительного и животного происхождения; -формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. |
8-11 |
37 |
|
Берегись автомобиля! ОБЖ: меро безопасности при уходе за домашними питомцами в сельской местности
|
Учатся - моделировать сигналы светофоров; -характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; -различать дорожные знаки и ; -формулировать правила движения по загородной дороге. |
12-13 |
38 |
|
Школа пешехода |
Учатся -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; -учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. |
14-17 |
39 |
|
Домашние опасности
ОБЖ: основные спасательные средства |
Учатся - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. |
18-21 |
40 |
|
Пожар |
Учатся - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. |
2225 |
41 |
|
На воде и в лесу ОБЖ: детский дорожно-транспортный травматизм |
Учатся - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запомнить правила поведения во время купания; -различать съедобные и ядовитые грибы; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. |
26-29 |
42 |
|
Опасные незнакомцы |
Учатся - характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. |
30-35 |
43 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» ОБЖ: дорога, ее элементы, правила поведения на ней |
- выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе; -формирование адекватной самооценки в соответствии с набранными баллами. |
36-40 |
3 триместр |
||||
Раздел «Общение» (7 ч) |
||||
44 |
|
Наша дружная семья |
Учатся - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. |
42-45 |
45 |
|
Проект «Родословная» ОБЖ: пешеходные переходы. Маршрут следования в школу и домой |
Учатся - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. |
46-47 |
46 |
|
В школе |
Учатся -рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивать с нравственных позиций формы поведения; -моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. |
48-51 |
47 |
|
Правила вежливости ОБЖ: правила перехода дороги |
Учатся -обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; -формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -моделировать ситуации общения в различных ситуациях. |
52-55 |
48 |
|
Ты и твои друзья |
Учатся обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -обсуждать правила поведения за столом; -формулировать правила этикета в гостях. |
56-59 |
49 |
|
Мы – зрители и Пассажиры ОБЖ: сигналы светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке |
Учатся - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. |
60-63 |
50 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе; -формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
64-68 |
Раздел «Путешествия» (17 ч) |
||||
51 |
|
Посмотри вокруг ОБЖ: регулировщик и его сигналы |
Учатся -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли. |
70-73 |
52 |
|
Ориентирование на местности |
Учатся находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. |
74-77 |
53 |
|
Ориентирование на местности
ОБЖ: правила для пассажиров автобусов, троллейбусов, трамваев, на остановке, в салоне, при посадке, при выходе |
|
|
54 |
|
Формы земной поверхности |
Учатся - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края. |
78-81 |
55 |
|
Водные богатства ОБЖ: правила перехода догори при движении на остановку, после выхода из транспорта
|
Учатся - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; -составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». |
82-85 |
56 |
|
В гости к весне (экскурсия) |
Учатся - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. |
- |
57 |
|
В гости к весне (урок) |
Учатся- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. |
86-89 |
58 |
|
Россия на карте ОБЖ: дорожные знаки
|
Учатся -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты; -учиться правильно показывать объекты на настенной карте. |
90-95 |
59 |
|
Проект «Города России» |
Учатся - распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. |
96-97 |
60 |
|
Путешествие по Москве ОБЖ: где можно и нельзя играть |
Учатся - находить Москву на карте России; -знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве |
98-101 |
61 |
|
Московский Кремль |
Учатся - обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. |
102-107 |
62 |
|
Город на Неве ОБЖ: правила поведения на водоемах весной и летом |
Учатся - находить Санкт-Петербург на карте России; -знакомиться с планом Санкт-Петербурга; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу |
108-113 |
63 |
|
Путешествие по планете |
Учатся - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. |
114-117 |
64 |
|
Путешествие по материкам ОБЖ: лесная аптечка |
Учатся - находить материки на карте мира; -знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом. |
118-123 |
65 |
|
Страны мира. Проект «Страны мира» |
Учатся - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; -готовить сообщения о выбранных странах; -подбирать фотографии достопримечательностей. |
124-129 |
66 |
|
Впереди лето
|
Учатся - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». |
130-133 |
67 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
- выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе; -формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
134-139 |
68 |
|
Итоговый урок. ОБЖ: правила поведения в период летних каникул |
Обобщают материал, изученный в течение года. |
|
7 раздел.
Материально – техническое обеспечение
Книгопечатные:
ØСборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011
ØА.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс: в 2 частях. М.: Просвещение, 2012
ØА.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2012
ØА.А. Плешаков. От земли до неба. Атлас- определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2012
ØТесты к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» (авт. А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2012)
ØА.А. Плешаков Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М.: Просвещение, 2012
ØПроектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под редакцией А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2012
ØК.Н. Поливанова Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / под редакцией К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2012
ØПланируемые результаты начального общего образования / под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 3-е изд. –М.: Просвещение, 2012
ØОценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2012
Технические средства обучения:
ØИнтерактивная доска «Смарт»
ØНоутбук
ØDVD и CDдиски – приложение к урокам «Окружающий мир»