О роли «Окружающего мира» как школьного
предмета в начальной школе
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 68,
• подготавливает ребенка к социальной жизни;
• объясняет, по каким законам развивается общество;
• объясняет роль человека в обществе и природе;
• взаимодействие людей друг с другом и с природой;
• учит контактировать с другими людьми;
•помогает понять историю и происхождение многих современных вещей.
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром, определяется первое концептуальное положение построения курса − целесообразно, чтобы он был интегрированным. Многие ученые отмечали важность интегрированного изучения окружающего мира. Еще великий философ Г. Гегель указывал на то, что познание отдельных сторон действительности вне их взаимосвязи рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость».
Интегрированное построение предмета «Окружающий мир» предоставляет такие возможности:
– устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
– подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Обществознание как предмет объединяет познания и иных наук, к примеру, философии, этики, истории, социологии, биологии, обществознания. Таким образом, изучая окружающий мир, вы охватываете несколько наук и при этом охватываете знания из различных областей, что позволит дать представление ребенку о каждом предмете в отдельности.
Функции окружающего мира:
1. Образовательная. Дает поверхностные познания о человеке и его роли в природе и отношениях с другими людьми (обществом), истории.
2. Прaктическая. Изучает различные области жизни, и использует практические примеры из жизни.
3. Познавательная. Дает представление о человечных отношениях и взаимодействии человекa с природой.
4. Методологическая. Обучает понимать способы и явления, которые происходят в окружающем мире.
Из чего можно было бы сделать вывод, что ничему конкретному этот предмет не обучает младшего школьника, однако он затрагивает очень много областей из различных школьных предметов и наук, что дает ребенку представление об окружающем мире в целом. Помогает ориентироваться в жизни, в природе, в отношениях с другими людьми, в истории и помогает понять значимость возникновения других наук. Человеческий фактор играет весомую роль во многих сферах работы и профессиях. Важно, чтобы ребенок с млaдшего школьного возраста начал формировать для себя представление о жизни, об особенностях различных коммуникаций, о природных явлениях и расширял кругозор. В дальнейшем это поможет ему ориентироваться в подростковом возрасте в особенностях школьных предметов, а также выбрать правильную цель в жизни. Поможет лучше ориентироваться в своей собственной жизни и правильно расставлять приоритеты.