Технологическая карта урока для 4 класса
Природные зоны России
Титова Татьяна Евгеньевна
Целевой блок | |
Тема: | «Природные зоны России» |
Педагогическая цель: | Обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях |
Задачи: | Образовательные: -способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации. Развивающие: -развитие интереса к предмету «Окружающий мир». Воспитательные: -воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе; -бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты,
|
Планируемые результаты: | Предметные: -овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока; -знать и уметь называть основные природные зоны России; -пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации;. Личностные:
Школьник учится:
Школьник учится:
|
Инструментальный блок | |
Тип урока: | «Открытие» новых знаний |
Учебно-методический комплекс: | Учебное пособие, ТСО |
Образовательные ресурсы | Учебник окружающий мир 4 класс (1часть) О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия: | Природные зоны |
Организация пространства: | Класс |
Межпредметные связи: | Русский язык, литературное чтение |
Действия обучающихся: | Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем. Учащиеся выполняют задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Диагностика результатов урока: | Подведение итогов проделанной работе на уроке. |
Домашнее задание: | Стр.59-63 |
План урока:
- Организация начала урока (1 мин)
- Актуализация знаний. (10 мин)
- «Открытие» новых знаний(19 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Закрепление новых знаний (5 мин)
- Итог урока. Рефлексия (5 мин)
Этап урока | Деятельность учителя | Ответы обучающихся | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организация начала урока | Добрый день, дорогие друзья! Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать, И за работу получать Только лишь оценку пять! -Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку? |
Приветствие учителя и учеников. | Проявление эмоциональной отзывчивости. | |
2. Актуализация знаний | -Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы: Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»: Если долго-долго-долго В самолете нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова) - Какова главная мысль прочитанного стихотворения? - Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока? -Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и разным уголкам нашей страны присуща разнообразная природа. Как вы думаете, почему? Давайте с вами проведем небольшой опыт. Демонстрация опыта. (-Теллурий (от лат. tellus — «Земля», в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.) - Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла? - Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара? -Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир. -Как вы думаете, как будут называться такие пространства? -Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока? -Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Продолжи фразу) «Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)» ЗАДАЧИ: 1.Определеим, какие природные зоны находятся на территории России; 2.Изучим их обозначение и местонахождение на карте; 3.Узнаем о признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности. |
Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.- Солнце неравномерно прогревает разные участки Земли -Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше -Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. -ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ -Природные зоны нашей страны |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение. Анализируют его. Участие в опыте. Исследовательская деятельность Определение темы урока. Цели и задач урока. |
Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
3.Открытие «Новых знаний» | -Знакомство с новым понятием «Природные зоны».(На доске понятие) -Для того, чтобы вспомнить, что такое природные зоны, давайте обратимся к словарику из учебника -На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России -Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников) ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона) ЗОНА ТУНДРЫ ЗОНА ЛЕСОВ ЗОНА СТЕПЕЙ ЗОНА ПУСТЫНЬ ЗОНА СУБТРОПИКОВ - Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках? -А что же такое карта? - С помощью чего мы можем прочитать карту? -Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему? -А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон. Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой) -Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей. Для подробного изучения зон, вам предлагаются таблицы, которые необходимо заполнить. Для продуктивной и быстрой работы разделимся на группы исследователей: 1 ряд- Географы. Вам необходимо найти информацию о местоположении зоны, характеристику климата и температуры 2 ряд- Зоологи. Вам необходимо составить характеристику животного мира. Перечислить обитателей зоны. 3 ряд- Ботаники. Вам необходимо выбрать информацию о почве и растениях зоны (Таблица ПРИЛОЖЕНИЕ) + информация о природных зонах России (презентация, работа с текстом) |
Природные зоны-участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору. Картой полушарий, физической картой. - Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности. - С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов Заполнение таблицы. Работа с текстом презентации. |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работа со словариком в учебнике Знакомство с новым понятием Работа в парах. Изучение карты природных зон Деление на группы. Осуществление работы в группах. Отвечают на поставленные учителем вопросы. |
Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные:слушать и понимать речь других |
4.Физкультминутка | Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.) А теперь руками крутим — И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Тянем наши руки к небу, В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Повороты вправо-влево, Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.) Наклоняемся легко, Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся.) |
|
Выполняют физкультминутку. Повторяют движения за учителем. |
|
5. Закрепление новых знаний | -Давайте же с вами прочитаем характеристику каждой зоны. Расположите название зоны в правильном порядке (с севера на юг) -Ребята, обратитесь еще раз к карте природных зон России в учебнике. Как вы думаете, почему горные области закрашены особым цветом? Смена природных зон с севера на юг прослеживается только на равнинах, которые занимают большую часть территории России. а в горах природа изменяется с высотой. При подъеме в гору смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Поэтому на картах природных зон горные области обозначены как области высотной поясности -Ребята, а в какой природной зоне живем мы?(Работа с картой) -Как вы это определили? |
В зоне степей |
Расположение зон на доске Ответы на вопросы учителя. Знакомство с новым понятием |
|
6. Итог урока. Рефлексия | - Вспомните тему нашего сегодняшнего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли мы её? -Выполнили ли мы поставленные задачи? -В каком направлении идет смена природных зон? -Перечислите природные зоны нашей страны. Рефлексия «Радуга» С каким цветом радуги ассоциируется у вас данный урок? Оранжевый– радостное, восторженное настроение. Красный- возбуждённое состоянии; синий цвет – грустное настроение; зелёный цвет – активность, жёлтый цвет – цвет радости; фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение. |
Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают цель урока С севера на юг |
Подведение итогов. Проведение рефлексии. Отвечают на поставленные учителем вопросы. |