Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
Рыбы. Строение. Щука. Окунь
Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: познакомить учащихся со строением рыбы, щукой и окунем.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- познакомить с понятием рыба, строением рыбы;
- познакомить с рыбами щука и окунь;
- закрепить навык разгадывания загадок;
- закрепить навык собирать предмет из его составных частей (рыбу из разрезных частей тела);
- закрепить навык прямого счёта от 1 до 10, от 1 до 20;
- закрепить навык арифметических вычислений в пределах 20;
- закрепить знания о звуках и буквах, которыми они обозначаются;
- закрепить умение определять первый звук в слове;
- закрепить знания учащихся о месте обитания рыб, названиях водоёмов;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки работы за партой;
- воспитывать аккуратность.
Коррекционно - развивающие:
- развивать умение работать с дидактическим материалом;
- развивать умение работать по словесной и наглядной инструкции;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать и обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, мышление, связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
Технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- информационно – коммуникативные;
- личностно – ориентированные.
Оборудование: презентация, карточки с буквами, магниты для доски, маленькие цветные рыбки, скотч, разрезные части рыбы, стаканы с карандашами, индивидуальные распечатки с изображением рыб, распечатанные доклады для детей о щуке и окуне, карточки с домашним заданием, кубик с цветными гранями.
Ход урока:
I Организационный этап
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь, друзья, садитесь. (1 слайд)
II Мотивирование учебной деятельности учащихся
Девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело! (2 слайд)
III Открытие нового знания
- Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня на уроке говорить, нам необходимо разгадать загадки. Но и это ещё не всё. Нам надо собрать слово из первых букв отгадок. (3 слайд)
- 1 загадка: (4 слайд)
Королева всех цветов!
Ароматна и стройна,
Клумбы радует она.
Необыкновенна и прекрасна,
Но шипы её опасны!
- Что это? (роза) - картинка
- Назовите первый звук в этом слове. (р)
- Какой буквой обозначаем этот звук? (р)
(на доске появляется первая буква «Р»)
- 2 загадка: (5 слайд)
В русском языке, увы,
Не бывает слов на букву «…» (ы)
(на доске появляется вторая буква «Ы»)
- 3 загадка: (6 слайд)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает.
- Кто это? (бабочка) - картинка
- Какой звук слышим в начале слова? (б)
- Какой буквой его обозначаем? (б)
(на доске появляется третья буква «Б»)
- 4 загадка: (7 слайд)
Я – сладкий, рос на юге.
Как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый.
Я нравлюсь детворе.
- А это что? (апельсин) – картинка
- Какой первый звук в этом слове? (а)
- Какой буквой его обозначаем? (а)
(на доске появляется четвёртая буква «А»)
- Итак, какое же слово получилось из этих букв? (рыба)
- Как вы думаете, какая тема этого урока? О чём будем говорить? (о рыбах)
- Правильно!
- Ребята, а вы все представляете, как выглядит рыбка? Какие у неё части тела? (ответы детей)
- Сейчас с вами посмотрим видео, из которого мы узнаем строение рыбы и для чего нужны ей все части тела, что они выполняют. (8 слайд)
IV Первичная проверка понимания
- А сейчас давайте повторим то, что вы узнали. На рыбе покажите части тела: туловище, голову, жабры, хвост, плавники. (9 слайд) Расскажите, как рыбы приспособились жить в воде, двигаться, дышать? (дети выходят по одному к интерактивной доске)
- Молодцы!
V Зрительная гимнастика
- Ребята, давайте с вами немножко отдохнём. Поищем рыбок глазками по классу. Можно встать, осмотреться вокруг себя. Называйте цвет рыбки и место, где она находится (шкаф, окно, дверь, доска и т. д.).
- Умницы!
VI Первичное закрепление
- А сейчас, ребята, предлагаю вам собрать рыбу из разрезных частей на доске. Выходите по одному и называйте часть тела, которую берёте. (дети выходят по одному к доске)
- Хорошо! У вас получилось собрать рыбку!
- А теперь я вас попрошу поработать самостоятельно на карточках. Вам надо соединить цифры: некоторым детям - от 1 до 10, другим - от 1 до 20, а ….. решить примеры на сложение и вычитание и соединить с нужным ответом.
- Ребята, какое изображение у вас получилось? (рыба) Поднимите карточки. Я посмотрю.
- Ребята, а где живут рыбы? (ответы детей)
- Правильно! В воде, в различных водоёмах.
- А как называется рыба, которая плавает в море? (морская) (10 слайд)
- А в озере? (озёрная) (11 слайд)
- А рыба, которая живёт в речке? (речная) (12 слайд)
VII Работа по новой теме
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с речными рыбами: щукой и окунем. (13 слайд)
- Вы узнаёте первую рыбку: щука это или окунь? (щука)
- Правильно!
- А эта рыбка? (окунь)
- У нас два ученика подготовили доклады об этих рыбках. Предлагаю вам послушать своих одноклассников. Будьте очень внимательны. Это вам пригодится при выполнении домашнего задания.
- Сначала мы познакомимся со щукой. (14 слайд) (1 ученик выходит к интерактивной доске и рассказывает)
- Щука живёт в реке. Она охотится на других рыб: карася, окуня. А также может есть лягушек и утят. Туловище щуки вытянутой формы. Голова длинная. Зубы острые и крепкие. Глаза расположены высоко, благодаря чему далеко видит. Окрашена щука не ярко, бывает серого или серовато – зелёного цвета. Так ей легко прятаться в водорослях и нападать на рыб. Она ведёт охоту из засады. Терпеливо и неподвижно наблюдает за другой рыбой. Нападает щука на рыбу резким рывком. Иногда щуки вырастают очень большими.
- Спасибо, …. ! Молодец! Мы много интересного узнали о щуке.
-А теперь послушаем рассказ об окуне. (15 слайд) (1 ученик выходит к интерактивной доске и рассказывает)
- Окунь живёт в реке. Речной окунь питается личинками насекомых, червями и маленькими рыбками. Окунь имеет сжатое с боков тело. Окрашен он ярко. Тело имеет зеленоватую окраску с чёрными полосами на боках. Плавники, кроме спинных, и хвост красного цвета. Молодые окуни охотятся стаями, а взрослые – в одиночку. Речной окунь преследует рыбу. Иногда, в погоне может выскочить на поверхность воды и даже на берег. Окунь не бывает больших размеров.
- Спасибо, … за такой подробный рассказ об окуне!
VIII Физкультминутка
- А продолжит наш урок физкультминутка. Поиграем с вами в игру «Рыбка». Сначала ведущей буду я, а потом выходить будут самые внимательные. (несколько человек)
- Закончили. Переходим к домашнему заданию.
IX Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- познакомить с понятием рыба, строением рыбы;
- познакомить с рыбами щука и окунь;
- закрепить навык разгадывания загадок;
- закрепить навык собирать предмет из его составных частей (рыбу из разрезных частей тела);
- закрепить навык прямого счёта от 1 до 10, от 1 до 20;
- закрепить навык арифметических вычислений в пределах 20;
- закрепить знания о звуках и буквах, которыми они обозначаются;
- закрепить умение определять первый звук в слове;
- закрепить знания учащихся о месте обитания рыб, названиях водоёмов;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки работы за партой;
- воспитывать аккуратность.
Коррекционно - развивающие:
- развивать умение работать с дидактическим материалом;
- развивать умение работать по словесной и наглядной инструкции;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать и обогащать словарный запас;
- развивать внимание, память, мышление, связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
Технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- информационно – коммуникативные;
- личностно – ориентированные.
Оборудование: презентация, карточки с буквами, магниты для доски, маленькие цветные рыбки, скотч, разрезные части рыбы, стаканы с карандашами, индивидуальные распечатки с изображением рыб, распечатанные доклады для детей о щуке и окуне, карточки с домашним заданием, кубик с цветными гранями.
Ход урока:
I Организационный этап
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь, друзья, садитесь. (1 слайд)
II Мотивирование учебной деятельности учащихся
Девиз урока:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело! (2 слайд)
III Открытие нового знания
- Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем сегодня на уроке говорить, нам необходимо разгадать загадки. Но и это ещё не всё. Нам надо собрать слово из первых букв отгадок. (3 слайд)
- 1 загадка: (4 слайд)
Королева всех цветов!
Ароматна и стройна,
Клумбы радует она.
Необыкновенна и прекрасна,
Но шипы её опасны!
- Что это? (роза) - картинка
- Назовите первый звук в этом слове. (р)
- Какой буквой обозначаем этот звук? (р)
(на доске появляется первая буква «Р»)
- 2 загадка: (5 слайд)
В русском языке, увы,
Не бывает слов на букву «…» (ы)
(на доске появляется вторая буква «Ы»)
- 3 загадка: (6 слайд)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает.
- Кто это? (бабочка) - картинка
- Какой звук слышим в начале слова? (б)
- Какой буквой его обозначаем? (б)
(на доске появляется третья буква «Б»)
- 4 загадка: (7 слайд)
Я – сладкий, рос на юге.
Как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый.
Я нравлюсь детворе.
- А это что? (апельсин) – картинка
- Какой первый звук в этом слове? (а)
- Какой буквой его обозначаем? (а)
(на доске появляется четвёртая буква «А»)
- Итак, какое же слово получилось из этих букв? (рыба)
- Как вы думаете, какая тема этого урока? О чём будем говорить? (о рыбах)
- Правильно!
- Ребята, а вы все представляете, как выглядит рыбка? Какие у неё части тела? (ответы детей)
- Сейчас с вами посмотрим видео, из которого мы узнаем строение рыбы и для чего нужны ей все части тела, что они выполняют. (8 слайд)
IV Первичная проверка понимания
- А сейчас давайте повторим то, что вы узнали. На рыбе покажите части тела: туловище, голову, жабры, хвост, плавники. (9 слайд) Расскажите, как рыбы приспособились жить в воде, двигаться, дышать? (дети выходят по одному к интерактивной доске)
- Молодцы!
V Зрительная гимнастика
- Ребята, давайте с вами немножко отдохнём. Поищем рыбок глазками по классу. Можно встать, осмотреться вокруг себя. Называйте цвет рыбки и место, где она находится (шкаф, окно, дверь, доска и т. д.).
- Умницы!
VI Первичное закрепление
- А сейчас, ребята, предлагаю вам собрать рыбу из разрезных частей на доске. Выходите по одному и называйте часть тела, которую берёте. (дети выходят по одному к доске)
- Хорошо! У вас получилось собрать рыбку!
- А теперь я вас попрошу поработать самостоятельно на карточках. Вам надо соединить цифры: некоторым детям - от 1 до 10, другим - от 1 до 20, а ….. решить примеры на сложение и вычитание и соединить с нужным ответом.
- Ребята, какое изображение у вас получилось? (рыба) Поднимите карточки. Я посмотрю.
- Ребята, а где живут рыбы? (ответы детей)
- Правильно! В воде, в различных водоёмах.
- А как называется рыба, которая плавает в море? (морская) (10 слайд)
- А в озере? (озёрная) (11 слайд)
- А рыба, которая живёт в речке? (речная) (12 слайд)
VII Работа по новой теме
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с речными рыбами: щукой и окунем. (13 слайд)
- Вы узнаёте первую рыбку: щука это или окунь? (щука)
- Правильно!
- А эта рыбка? (окунь)
- У нас два ученика подготовили доклады об этих рыбках. Предлагаю вам послушать своих одноклассников. Будьте очень внимательны. Это вам пригодится при выполнении домашнего задания.
- Сначала мы познакомимся со щукой. (14 слайд) (1 ученик выходит к интерактивной доске и рассказывает)
- Щука живёт в реке. Она охотится на других рыб: карася, окуня. А также может есть лягушек и утят. Туловище щуки вытянутой формы. Голова длинная. Зубы острые и крепкие. Глаза расположены высоко, благодаря чему далеко видит. Окрашена щука не ярко, бывает серого или серовато – зелёного цвета. Так ей легко прятаться в водорослях и нападать на рыб. Она ведёт охоту из засады. Терпеливо и неподвижно наблюдает за другой рыбой. Нападает щука на рыбу резким рывком. Иногда щуки вырастают очень большими.
- Спасибо, …. ! Молодец! Мы много интересного узнали о щуке.
-А теперь послушаем рассказ об окуне. (15 слайд) (1 ученик выходит к интерактивной доске и рассказывает)
- Окунь живёт в реке. Речной окунь питается личинками насекомых, червями и маленькими рыбками. Окунь имеет сжатое с боков тело. Окрашен он ярко. Тело имеет зеленоватую окраску с чёрными полосами на боках. Плавники, кроме спинных, и хвост красного цвета. Молодые окуни охотятся стаями, а взрослые – в одиночку. Речной окунь преследует рыбу. Иногда, в погоне может выскочить на поверхность воды и даже на берег. Окунь не бывает больших размеров.
- Спасибо, … за такой подробный рассказ об окуне!
VIII Физкультминутка
- А продолжит наш урок физкультминутка. Поиграем с вами в игру «Рыбка». Сначала ведущей буду я, а потом выходить будут самые внимательные. (несколько человек)
- Закончили. Переходим к домашнему заданию.
IX Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
- Насколько внимательно вы слушали рассказ детей, покажет выполнение домашнего задания. А также вам поможет учебник. - Итак, задание будет таким. Вам надо соединить картинку рыбы с подходящим описанием. - Давайте попробуем. Читаем первое описание…. - Соединим стрелочкой с какой рыбкой? (окунь) Правильно. - Понятно, что нужно сделать дома? (да) - Уберите листочки в сторону. |
X Рефлексия
- Ребята, у меня есть цветной кубик, на сторонах которого есть фразы. Вам надо кинуть на парту кубик, прочитать фразу и продолжить её. (учитель показывает, как это делается; например, «Мне понравилось… разгадывать загадки», «Мне было интересно… узнать, как дышат рыбы в воде»)
XI Итог урока
- Ребята, я вижу, что вы многое узнали о рыбах. Мне приятно, что вы запомнили, чем мы занимались сегодня на уроке, какие делали задания. Меня это очень радует! На этом урок окончен. Спасибо за активную работу!