Технологическая карта урока
Как зимой помочь птицам?
Дулина Ирина Викторовна,
ОУ 17
Василостровского района Санкт-Петерьурга
1 часть ТК. Пояснительная запискаОУ 17
Василостровского района Санкт-Петерьурга
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Цель освоения учебного содержания: создать условия для выполнения учащимися проекта – стенда «Птицы зимой».
Задачи:
- образовательные: расширять знания о зимующих птицах,учить работать в группе, адекватно оценивать свою деятельность;
- развивающие: формировать познавательный интерес, развивать высшие психические функции (логическую память, произвольное внимание, абстрактное мышление);
- воспитательные:воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Планируемые результаты
- личностные:
Л1 -формировать интерес к изучению родной природы;
Л2 - повышать уровень мотивации учебной деятельности;
Л3 - проявление интереса к новому учебному материалу;
Л4 -формирование бережного отношения человека к птицам;
Л5 - осознавать успешность своей деятельности;
- метапредметные:
познавательные–
П1-осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием,
П2 - извлекать информацию в соответствии с целью,
П3 - извлекать умения осознанного построения речевого высказывания о зимующих птицах по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия и правила подкормки птиц,
П4-создавать творческий продукт;
коммуникативные –
К1 - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
К2 -обмениваться мнениями, слушать друг друга;
К3 –участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
К4 - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
К5 -взаимодействовать в группе;
регулятивные–
Р1 -организация своего рабочего места
Р2 - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Р3 - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
Р4 - проговаривать в логической последовательности свои действия;
Р5 - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
- предметные:
Пр1 - уметь различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
Пр2 - уметь правильно подбирать корм для птиц;
Пр3 - знать, как изготовить простейшую кормушку;
Пр4 - знать правила подкормки птиц.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО
Организация пространства:учебный кабинет, доска, парты и стулья, которые можно передвинуть при работе в группах.
Технология изучения указанной темы: проектная деятельность
Тип урока урок: комбинированный
2 часть ТК. Этапы работы на уроке
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Действия | Используе мый материал |
Задания для учащихся |
Форма работы и контроля | Формируемые УУД | ||
Организационный момент – 1мин |
||||||
Настраивает учащихся на работу. Предлагает проверить готовность к уроку, сообщает о дополнительных необходимых для урока ресурсах (цветные карандаши) |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, достают из портфелей цветные карандаши. |
Р1 |
||||
1 | Самоопределение к деятельности – 5 мин | |||||
Проблема. Проектирова-ние (планирова-ние) |
Предложение учащимся проблемной ситуации: Вчера я была в парке и записала на мобильный телефон разговор зимующих птиц. Послушайте. - Почему птицам так трудно жить зимой? Какая погода зимой? - Как нам нужно помогать зимующим птичкам? - Судя по разговору птиц, люди забыли, что птицам зимой надо помогать. - Ребята, как нам всем напомнить, что птиц зимой нужно подкармливать, делать кормушки. Корректирует высказывания детей. Чтобы помочь нашим пернатым друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу - оформить стенд «Птицы зимой».Давайте подумаем над тем, что нужно знать и уметь для создания стенда. Как вы думаете, пригодятся ли созданный вами стенд в повседневной жизни? Где мы смогли бы его увидеть и им воспользоваться? Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах: перед каждым из вас лежит карточка, переверните её и прочитайте, что на ней написано. |
Аудиозапись (стихотворе- ние) Раздаточный материал (Приложение 1) |
Слушают стихотворение в аудиозаписи. Формулируют ответы на вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках, предлагают варианты, объясняют свою позицию. . Формулируют учебную задачу урока. Выясняют, какие знания необходимы для ответа на проблемный вопрос, высказывают предположения, предлагают разные варианты. Предполагают, что стенд можно будет использовать при повторении темы урока, развесить в школе, как пособие, в детском саду, в подъездах. Дети переворачивают карточки.Читают: воробьи, синицы, снегири, поползни, свиристели (5 групп по 4 человека,рассаживаются). Повторяют правила работы в группах (у каждой группы на рабочем месте) (приложение1) |
Ф, И | Л1, 2,3, К1,3,4 Р2 |
|
2 | Учебно-познавательная деятельность – 20 мин | |||||
Поиск информации | Давайте вспомним, кто такие птицы. Игра «Хлопок - молчок». Тело покрыто шерстью.(–) Тело покрыто перьями. (+) Есть зубы. (–) Есть клюв. (+) Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. (+) Две ноги. (+) Есть клыки. (–) Все птицы летают. (-) Только у птиц есть крылья. (+) Этих животных можно встретить и зимой и летом. (+) - Какую пользу приносят птицы? -Как называем птиц, остающихся зимовать? - Напомните мне, чем вообще питаются птицы? - А скажите летом и зимой птицы питаются одинаково? Отбор материала для выполнения задания. У каждой группы на столе лежат конверты: «Птицы», «Корм», «Стихи и загадки», «Текст-описание», «Кормушки»; чистый листА3, клей, ножницы. В конвертах каждая группа обнаружит абсолютноодинаковое содержимое, но выбрать нужно только нужную группе информацию и наклеить аккуратно на лист А3. Для выполнения работы вам потребуется выполнить ряд заданий. Распределите работу в группе. |
Раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3) Учебник Рабочая тетрадь |
Дети хлопают в ладоши на правильное утверждение, отвечают на вопросы. Распределяют работу в группах. Открывают конверты, отбирают нужную информацию (в учебнике, рабочей тетради имеются изображения всех птиц для сравнения и отбора, также и информация о правильном корме и видах кормушек), в раздаточном материаленаходят нужную информацию. |
Ф,И, П | Л1,4, П1,2 К1,2 Р3 Пр3,4 |
|
3 | Интеллектуально-преобразовательная деятельность-14 мин. | |||||
Продукт | Приступите к составлению стенда по зимующим птицам. Составьте план действий и сформулируйте каждый пункт стенда. Разместите отобранный материал по плану на листе А3. Сформулируйте пояснения к каждому выбранному элементу. Кому сложно самостоятельно выполнить работу, обратитесь ко мне для получения помощи по составлению стенда (Работа ориентирована наплан – Приложение 2) |
Учебник Раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3) |
Составляют план по созданию коллажа. Планируют, как и где будут находиться предметы. Распределяют и наклеивают найденную информацию на альбомные листы. Учащиеся оформляют стенд на листе, основываясь на отобранный материал, на листах А3. Работают в группах. Стараются помогать друг другу. Задают вопросы учителю, если не хватает определенных знаний. |
Г, Ф | Л3,4 П3,4 К1,3,5 Р4 Пр1,2 |
|
Презентация | - Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось. | Представляют результат работы своей группы. | Г, Ф, И | |||
4 | Рефлексивная деятельность –5 мин. | |||||
У меня на доске нарисована большая кормушка. Если вам понравился урок, всё было ясно и понятно, ничего не вызвало затруднения, то отправьте свою птичку в кормушку. Если не совсем было просто, вы что-то не поняли – посадите птичку рядышком. А те, кому было очень трудно, посадите свою птичку подальше от кормушки. | Дети берут птичку (на столе у каждой группы) и размещают на доске. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. | Р5 Л5 К1 |
Стихитворение( аудиозапись)
Воробей
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот.
Приложение1
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
4. Используйте условные знаки на кружочках.
– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
– эврика.
Приложение 2
План оформления стенда
1.Выбрать картинку (учебник).
2.Подобрать стихотворение или загадку.(конверт)
3. Найти текст-описание птички.(рабочая тетрадь)
4.Выбрать корм (учебник).
5. Выбрать кормушку.(учебник)
6.Распределить и наклеить.
Приложение 3
«Птицы» ( фотографии птиц)
«Загадки и пословицы»
- Маленький мальчишка
По двору шныряет,
Крохи собирает.
2. Спинкою зеленовато,
Животиком желтовато.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
3. Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
4.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это ?...
5. Только я из птиц, признаться
,В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
Посллвицы
И воробей не живёт без людей.
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Мала синичка, да коготок востёр.
Снегирь — вестник зимы.
Снегирь — красно солнышко.
Свиристель свиристит свирелью.
На рябину прилетели. Птички эти — свиристели.
Лесная кошка - поползень.
«Корм»
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса
13.Сало несоленое
14. Желуди
15.Орехи
«Текст-описание»
1) Название этой птицы само говорит за себя: значит, кто-то ползает. Только эта птица может передвигаться по стволу вниз головой. Ноги у неё сильные. Спинка голубовато-серая, брюшко - белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками.Он постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечко или зернышко.
2)Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, живущие даже в шумных, многолюдных городах.Их чириканье известно всем, но петь он не может. Окраска самца - серенькая, с тёмными пятнами на спине, на шейке - чёрное пятно. Самочки почти одноцветные - серовато-бурые, без ярких тонов и пятен. Птица эта любит собираться большими стайками на отдельно стоящих деревьях, охотно купается в воде и копошится в пыли и песке.
3)Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Песня — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!..
4) Спинка у неё желтовато-зеленого цвета, брюшко-желтое с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Верхняя сторона головы, бока шеи, горло -черные с синеватым стальным отливом, бока головы белые. Крыло серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый с голубоватым налетом. В начале марта эти птицы поют приятную звонкую песню «пили-пили-пили...». Эта птица начинает петь одной из первых, поэтому говорят, что её песня приносит с собой весну.
5) Только с первым снегом эти птицы появляются в городе. Этот красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем красавцы - только самцы. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела -красная. Самки – буровато-серые, беспрестанно поют «жю-жю-жю». Обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой.
«Кормушки» ( фотографии различных кормушек)