Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока

Как зимой помочь птицам?

Дулина Ирина Викторовна,
ОУ 17
Василостровского района Санкт-Петерьурга
1 часть ТК. Пояснительная записка
Предмет:  окружающий мир
Класс:  1 
Цель освоения учебного содержания: создать условия для выполнения учащимися проекта – стенда  «Птицы зимой». 
Задачи:
- образовательные: расширять  знания о зимующих птицах,учить работать в группе, адекватно оценивать свою деятельность;
- развивающие: формировать познавательный интерес, развивать высшие психические функции (логическую память, произвольное внимание, абстрактное мышление);
- воспитательные:воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной  природе. 
Планируемые результаты
- личностные:
Л1 -формировать интерес к изучению родной природы;
Л2 - повышать уровень мотивации учебной деятельности;
Л3 - проявление интереса к новому учебному материалу;
Л4 -формирование бережного отношения человека к птицам;
Л5 - осознавать успешность своей деятельности;
- метапредметные:
познавательные
П1-осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием,
П2 - извлекать информацию в соответствии с целью,
П3 - извлекать умения осознанного построения речевого высказывания о зимующих птицах по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия и правила подкормки птиц,
П4-создавать творческий продукт;
коммуникативные
К1 - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
К2 -обмениваться мнениями, слушать друг друга;
К3 –участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
К4 - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
 К5 -взаимодействовать в группе;
регулятивные
Р1 -организация своего рабочего места
Р2 -  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Р3  - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
Р4 - проговаривать в логической последовательности свои действия;
Р5 - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
 
- предметные:
Пр1 -  уметь различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
Пр2 -  уметь правильно подбирать корм для птиц;
Пр3 -  знать, как  изготовить простейшую кормушку;
Пр4 - знать правила подкормки птиц. 
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО 
Организация пространства:учебный кабинет, доска, парты и стулья, которые можно передвинуть при работе в группах. 
Технология изучения указанной темы: проектная деятельность 
Тип урока урок: комбинированный
2 часть ТК. Этапы работы на уроке 
 
  
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
    Действия Используе
мый материал
Задания для учащихся
 

 
Форма работы и контроля Формируемые УУД
    Организационный момент – 1мин
 
       
    Настраивает учащихся на работу.
Предлагает проверить готовность к уроку, сообщает о дополнительных необходимых для урока ресурсах (цветные карандаши)

 
  Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку, достают из портфелей цветные карандаши.

 
  Р1
 
1   Самоопределение к деятельности – 5 мин
  Проблема.
Проектирова-ние (планирова-ние)
Предложение учащимся проблемной ситуации:
Вчера я была в парке и записала на мобильный телефон разговор зимующих птиц. Послушайте.
- Почему птицам так трудно жить зимой? Какая погода зимой?
- Как нам нужно помогать зимующим птичкам?
- Судя по разговору птиц, люди забыли, что птицам зимой надо помогать.
- Ребята, как нам всем напомнить, что птиц зимой нужно подкармливать, делать кормушки.
Корректирует высказывания детей.
 
 
Чтобы помочь нашим пернатым друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу - оформить стенд «Птицы зимой».Давайте подумаем над тем, что нужно знать и уметь для создания стенда.
 
Как вы думаете, пригодятся ли созданный вами стенд в повседневной жизни? Где мы смогли бы его увидеть и им воспользоваться?
 
Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах: перед каждым из вас лежит карточка, переверните её и прочитайте, что на ней написано.

 
 
 
Аудиозапись
(стихотворе-
ние)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздаточный материал
 
(Приложение 1)
 
 
 
Слушают стихотворение в аудиозаписи.
Формулируют ответы на вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках, предлагают варианты, объясняют свою позицию.
.
 
 
 
Формулируют учебную задачу урока.
 
Выясняют, какие знания необходимы для ответа на проблемный вопрос, высказывают предположения, предлагают разные варианты.
 
 
Предполагают, что стенд можно будет использовать при повторении темы урока, развесить в школе, как пособие, в детском саду, в подъездах.
 
Дети переворачивают карточки.Читают: воробьи, синицы, снегири, поползни, свиристели (5 групп по 4 человека,рассаживаются). Повторяют правила работы в группах (у каждой группы на рабочем месте) (приложение1)
Ф, И Л1, 2,3, К1,3,4
Р2
2   Учебно-познавательная деятельность – 20 мин
  Поиск информации Давайте вспомним, кто такие птицы. Игра «Хлопок - молчок».
 Тело покрыто шерстью.(–)
 Тело покрыто перьями. (+)
 Есть зубы. (–)
 Есть клюв. (+)
 Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. (+)
 Две ноги. (+)
 Есть клыки. (–)
 Все птицы  летают. (-)
 Только у  птиц есть крылья. (+)
 Этих животных можно встретить и зимой и летом. (+)
- Какую пользу приносят птицы?
-Как называем птиц, остающихся зимовать?
- Напомните мне, чем вообще питаются птицы?
- А скажите летом и зимой птицы питаются одинаково?
 
Отбор материала для выполнения задания.
У каждой группы на столе лежат конверты: «Птицы», «Корм», «Стихи и загадки», «Текст-описание», «Кормушки»; чистый листА3,  клей, ножницы. В конвертах каждая группа обнаружит абсолютноодинаковое содержимое, но выбрать нужно только нужную группе информацию и наклеить аккуратно на лист А3. Для выполнения работы вам потребуется выполнить ряд заданий.
Распределите работу в группе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздаточный материал  (Приложение 2, Приложение 3)
 
Учебник
Рабочая тетрадь
 
 
 
 
 

 
 
Дети хлопают в ладоши на правильное утверждение, отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Распределяют работу в группах. Открывают конверты, отбирают нужную информацию (в учебнике, рабочей тетради имеются изображения всех птиц для сравнения и отбора, также и информация о правильном корме и видах кормушек), в раздаточном материаленаходят нужную информацию.
Ф,И, П Л1,4, П1,2
К1,2
Р3
Пр3,4
3   Интеллектуально-преобразовательная деятельность-14 мин.
  Продукт Приступите к составлению стенда по зимующим птицам. Составьте план действий и сформулируйте каждый пункт стенда.
Разместите отобранный материал по плану на листе А3. Сформулируйте пояснения к каждому выбранному элементу. Кому сложно самостоятельно выполнить работу, обратитесь ко мне для получения помощи по составлению стенда (Работа ориентирована наплан – Приложение 2)
 
Учебник
Раздаточный материал  (Приложение 2, Приложение 3)

 
Составляют план по созданию коллажа. Планируют, как и где будут находиться предметы.
Распределяют и наклеивают найденную информацию на альбомные листы.
Учащиеся оформляют стенд на листе, основываясь на отобранный материал, на листах А3. Работают в группах. Стараются помогать друг другу. Задают вопросы учителю, если не хватает определенных знаний.
Г, Ф Л3,4
 П3,4
К1,3,5
Р4
Пр1,2
  Презентация - Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.   Представляют результат работы своей группы. Г, Ф, И  
4   Рефлексивная деятельность –5 мин.
    У меня на доске нарисована большая кормушка. Если вам понравился урок, всё было ясно и понятно, ничего не вызвало затруднения, то отправьте свою птичку в кормушку. Если не совсем было просто, вы что-то не поняли – посадите птичку рядышком. А те, кому было очень трудно, посадите свою птичку подальше от кормушки.   Дети берут птичку (на столе у каждой группы) и размещают на доске. Осуществляют самооценку собственной учебной  деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.   Р5 Л5 К1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 










































































Стихитворение( аудиозапись)
Воробей
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот. 
Приложение1
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
4. Используйте  условные знаки  на кружочках.
– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
– эврика. 
Приложение 2
        План оформления стенда
1.Выбрать картинку (учебник).
2.Подобрать стихотворение или загадку.(конверт)
3. Найти текст-описание птички.(рабочая тетрадь)
4.Выбрать корм (учебник).
5. Выбрать кормушку.(учебник)
6.Распределить и наклеить. 
Приложение 3
«Птицы» ( фотографии птиц) 
«Загадки и пословицы»
  1. Маленький мальчишка
            В сером армячишке
            По двору шныряет,
            Крохи собирает. 
2. Спинкою зеленовато,
Животиком желтовато.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. 
3. Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. 
4.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это ?... 
5. Только я из птиц, признаться
,В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
Посллвицы
И воробей не живёт без людей.
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Мала синичка, да коготок востёр.
Снегирь — вестник зимы.
Снегирь — красно солнышко.
Свиристель свиристит свирелью.
На рябину прилетели. Птички эти — свиристели.
Лесная кошка  - поползень. 
«Корм»
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса
13.Сало несоленое
14. Желуди
15.Орехи 
«Текст-описание»
1) Название этой птицы само говорит за себя: значит, кто-то ползает. Только эта птица может передвигаться по стволу вниз головой. Ноги у неё сильные. Спинка голубовато-серая, брюшко - белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками.Он постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечко или зернышко.
2)Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, живущие даже в шумных, многолюдных городах.Их чириканье известно всем, но петь он не может. Окраска самца - серенькая, с тёмными пятнами на спине, на шейке - чёрное пятно. Самочки почти одноцветные - серовато-бурые, без ярких тонов и пятен. Птица эта любит собираться большими стайками на отдельно стоящих деревьях, охотно купается в воде и копошится в пыли и песке.
3)Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Песня — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!.. 
4) Спинка у неё желтовато-зеленого цвета, брюшко-желтое с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Верхняя сторона головы, бока шеи, горло -черные с синеватым стальным отливом, бока головы белые. Крыло серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый с голубоватым налетом. В начале марта эти птицы поют приятную звонкую песню «пили-пили-пили...». Эта птица начинает петь одной из первых, поэтому говорят, что её песня приносит с собой весну.
5) Только с первым снегом эти птицы появляются в городе. Этот красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. Впрочем красавцы - только самцы. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела -красная.  Самки – буровато-серые, беспрестанно поют «жю-жю-жю». Обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой.
«Кормушки» ( фотографии различных кормушек)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»