Личностно-ориентированная основа современных УМК «Окружающий мир»
Вдовиченко Илона Владимировна,
учитель начальных классов
учитель начальных классов
Реализация ФГОС НОО II поколения направлена на развитие младшего школьника как самостоятельного, заинтересованного, творческого исследователя окружающей действительности в ее целостности и динамике, что предполагает построение учебного процесса с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Поэтому в процессе стимулирования познания ребенком курса «Окружающий мир» нужен подход, где сделана установка на личность ученика, личностное присвоение им гуманистических ценностей и ориентиров. Именно личностно-ориентированное обучение обеспечивает: близость материала детским интересам и потребностям; возникновение у младших школьников эмоциональных переживаний, чувства сопричастности, ощущения значимости происходящего для себя, погружение в предлагаемые обстоятельства; стимулирование мыслительной, поисковой деятельности учащихся; возможность самоактуализации, самоутверждения и самореализации в предлагаемой работе и ее творческий характер. Его эффективность подтверждена многочисленными исследованиями в направлениях: обоснование необходимости образования, ориентированного на личность (С.В.Алексеев, М.В.Богуславский, О.С. Газман, Э.Н.Гусинский, Е.И.Казакова, О.Е.Лебедев, Т.В.Машарова); исследование личностно-развивающих функций обучения (Н.В.Бочкина, З.И. Васильева, Т.Н.Мальковская, А.П.Тряпицина); личностный подход как основа современных представлений о личностно-ориентированном образовании (А.Д. Алферов, Г.Ф.Кириллова, А.И.Кочетов, Г.И.Щукина) и инновационная технология (В.В.Зайцев, Е.А.Крюкова, В.М.Симонов); изучение личностно- ориентированного образования в целом (А.В.Бондаревская, Е.А.Крюкова, В.В.Сериков) и его применения в начальной школе (Т.П.Буренина, Н.Ф.Виноградова, М.Б. Копылова, О.П.Поглазова) и др. Личностно-ориентированное обучение строится на признании самоценности ученика как носителя субъектного опыта, обязательном обращении к его эмоционально-ценностной сфере, что становится ориентиром при отборе учителем форм и методов работы с целью максимального развития познавательных способностей и качеств личности каждого школьника (по И.С.Якиманской). Образовательным центром становится сам ребенок, его личностный рост, смыслы учения и жизни (педологические идеи).
Поэтому в основу разработки всех УМК «Окружающий мир» положен личностно-ориентированный подход, что нашло отражение: в структурировании материала (принципы позитивного педоцентризма, последовательного расширения тематических концентров в курсе Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой, антропоцентризма – программы З.А.Клепининой, И.В.Потапова и др.); обязательное «открытие» ребенком нового знания и способа действия в опоре на актуализированный его опыт (первоначально курсы А.А.Вахрушева, Е.В. Чудиновой и др., ныне – основа построения комбинированного урока по всем УМК); эмоциональное оценивание занятия, поэтапная рефлексия, использование рефлексивных таблиц (УМК «Начальная школа XXI века», «Перспектива»); ИОС, максимально приближенные к ребенку (УМК «Школа России», «Школа 2100»), технология имитационных игр, предполагающая самоопределение учащегося в «ситуациях выбора» - конфликтности, коллизии, состязания (программы Н.Ф.Виноградовой, Н.Я.Дмитриевой и др.); приоритетность поисково-исследовательских, творческих методов обучения предмету; структурирование занятий в технике ПДО [этапы урока: создание ситуации, способствующей появлению у учащихся интереса к теме; постановка ПС и осознание проблемы детьми; формулировка ими гипотез, выбор приоритетной и определение задач исследования; управление последним; парная / групповая работа в ситуации затруднения; самостоятельная работа в группе на применение полученного знания на практике; рефлексия; подведение итогов урока; домашнее задание творческого характера и с опережением]; коммуникативно-интерактивная направленность курса (Л.М.Цветова); принцип работы, исходящий из самостоятельного выстраивания ребенком индивидуальной ЦНКМ (технология задачного подхода в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, курсе Е.В.Копп), развития его теоретического / эмпирического мышления в ходе взаимодействия с разнообразной средой (программы развивающего обучения, А.А.Гина, С.А.Фаера) и др.
В целом анализ вариативных программ «Окружающий мир» показал, что под влиянием личностно-ориентированного подхода технологии работы по действующим УМК различных дидактических систем максимально перемешались, активно заимствуют друг у друга приемы обучения, приближаясь в целом к реализации «эмпирического метода» В.В.Давыдова, строящегося на личностно-ориентированной организации учебного процесса, наиболее эффективной, как показало проведенное исследование, при гендерном обучении школьников. Успешность реализации последнего предполагает соблюдение условий: 1) личностно-значимый смысл и актуальность для ребенка результатов всех выполняемых им естественнонаучных и обществоведческих заданий; 2) дифференциация последних, удовлетворяющая требованиям системы трех «Я» (по О.А.Кочневу): «Я»-актуальное / любознательность (например, в теме «Грибы» «Нарисовать грибы, растущие в нашей местности. Найти интересные факты о них»); «Я»-потенциальное / проблемность («Придумать хитрые вопросы классу по теме урока»), «Я»-перспективное / самореализация («Придумать четверостишие о грибах. Подготовить презентацию “Съедобные и несъедобные грибы”, “Советы грибнику”, “Грибы нашего края”»); 3) систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность в курсе «Окружающий мир»; 4) механизм реализации условий формирования УУД - личностная ситуация как совокупность условий и обстоятельств, порождающих личностно-значимое для ученика отношение к увиденному / услышанному / сделанному (по В.В.Серикову, имитационно-игровая); 5) обязательное развитие когнитивной и аффективной сфер личности ребенка; актуализация личностных функций (мотивирующей, рефлексивной, коллизийной, критичности и др.); 6) знание учителем структуры и функций личностных ситуаций, владение опытом организации их системы - личностно-ориентированной технологией (опора при создании и моделировании на возрастные особенности младших школьников, имеющийся у них личностный опыт взаимодействия с окружающим миром).
Поэтому в основу разработки всех УМК «Окружающий мир» положен личностно-ориентированный подход, что нашло отражение: в структурировании материала (принципы позитивного педоцентризма, последовательного расширения тематических концентров в курсе Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой, антропоцентризма – программы З.А.Клепининой, И.В.Потапова и др.); обязательное «открытие» ребенком нового знания и способа действия в опоре на актуализированный его опыт (первоначально курсы А.А.Вахрушева, Е.В. Чудиновой и др., ныне – основа построения комбинированного урока по всем УМК); эмоциональное оценивание занятия, поэтапная рефлексия, использование рефлексивных таблиц (УМК «Начальная школа XXI века», «Перспектива»); ИОС, максимально приближенные к ребенку (УМК «Школа России», «Школа 2100»), технология имитационных игр, предполагающая самоопределение учащегося в «ситуациях выбора» - конфликтности, коллизии, состязания (программы Н.Ф.Виноградовой, Н.Я.Дмитриевой и др.); приоритетность поисково-исследовательских, творческих методов обучения предмету; структурирование занятий в технике ПДО [этапы урока: создание ситуации, способствующей появлению у учащихся интереса к теме; постановка ПС и осознание проблемы детьми; формулировка ими гипотез, выбор приоритетной и определение задач исследования; управление последним; парная / групповая работа в ситуации затруднения; самостоятельная работа в группе на применение полученного знания на практике; рефлексия; подведение итогов урока; домашнее задание творческого характера и с опережением]; коммуникативно-интерактивная направленность курса (Л.М.Цветова); принцип работы, исходящий из самостоятельного выстраивания ребенком индивидуальной ЦНКМ (технология задачного подхода в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, курсе Е.В.Копп), развития его теоретического / эмпирического мышления в ходе взаимодействия с разнообразной средой (программы развивающего обучения, А.А.Гина, С.А.Фаера) и др.
В целом анализ вариативных программ «Окружающий мир» показал, что под влиянием личностно-ориентированного подхода технологии работы по действующим УМК различных дидактических систем максимально перемешались, активно заимствуют друг у друга приемы обучения, приближаясь в целом к реализации «эмпирического метода» В.В.Давыдова, строящегося на личностно-ориентированной организации учебного процесса, наиболее эффективной, как показало проведенное исследование, при гендерном обучении школьников. Успешность реализации последнего предполагает соблюдение условий: 1) личностно-значимый смысл и актуальность для ребенка результатов всех выполняемых им естественнонаучных и обществоведческих заданий; 2) дифференциация последних, удовлетворяющая требованиям системы трех «Я» (по О.А.Кочневу): «Я»-актуальное / любознательность (например, в теме «Грибы» «Нарисовать грибы, растущие в нашей местности. Найти интересные факты о них»); «Я»-потенциальное / проблемность («Придумать хитрые вопросы классу по теме урока»), «Я»-перспективное / самореализация («Придумать четверостишие о грибах. Подготовить презентацию “Съедобные и несъедобные грибы”, “Советы грибнику”, “Грибы нашего края”»); 3) систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность в курсе «Окружающий мир»; 4) механизм реализации условий формирования УУД - личностная ситуация как совокупность условий и обстоятельств, порождающих личностно-значимое для ученика отношение к увиденному / услышанному / сделанному (по В.В.Серикову, имитационно-игровая); 5) обязательное развитие когнитивной и аффективной сфер личности ребенка; актуализация личностных функций (мотивирующей, рефлексивной, коллизийной, критичности и др.); 6) знание учителем структуры и функций личностных ситуаций, владение опытом организации их системы - личностно-ориентированной технологией (опора при создании и моделировании на возрастные особенности младших школьников, имеющийся у них личностный опыт взаимодействия с окружающим миром).
Заявка на участие в работе Круглого стола на тему
«Современный УМК по предмету «Окружающий мир»:
традиции и инновации»
Ф.И.О. |
Организация | Тема выступления |
Статус участника | Научный руководитель (для студентов, аспирантов, магистрантов) |
Необходимое оборудование |
Вдовиченко Илона Владимировна | МОБУ СОШ Муринский ЦО №2 | Личностно-ориентированная основа современных УМК «Окружающий мир» | Личное участие с публикацией |