Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Гуляева Н.Ю.

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №233

Санкт-Петербурга

Земля имеет форму шара

(2 класс, УМК «Школа 2100»)

Цель: способствовать формированию знаний по теме.

Задачи: -  способствовать формированию общеучебных познавательных УУД:

 - установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, представление цепочек объектов и явлений; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

 - актуализация и расширение знаний, формирование научных представлений о форме Земли.

- способствовать формированию универсальных логических действий: синтез как составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов;    

 - способствовать формированию коммуникативных действий, направленных на согласование общих усилий по достижению поставленной цели (подбор подходящих слов в группе; составление рассказа о Земле в группах);

Авторский медиапродукт: презентация, материалы к уроку.

Форма проведения урока: педмастерская

Пояснительная записка

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

Этапы мастерской: индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

Ход урока

I этап - индукция

Деление класса на группы по цвету жетончика.

Игра в ассоциации.

- Ребята,  у меня в руках шар – геометрическое тело, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, глядя на его форму, с чем это можно сравнить, на что похоже?  (выписываю на доску)

- яблоко, мяч, арбуз …глобус, Земля. Слайд 1.

- Отдельные участки Земли кажутся нам плоскими: поле, озеро. Как доказать, что вся Земля имеет форму шара?

 

Работа над доказательствами

 

II этап - деконструкция

- Давайте ответим сначала на вопрос: «Что такое горизонт?», «Можно ли дойти до горизонта?»

 Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте стихотворение о горизонте Галины Дягиной и подберите по смыслу пропущенные слова.

Обсуждение и подбор слов в группе.

Слайд 2

Г. Дядина

Горизонт – это линия где-то вдали.
Превращаются в точки на ней корабли.
Почему они так уменьшаются?
Как матросы на них умещаются?

-Проверим, что у вас получилось. Работа по слайду.

Как вы поняли, что такое горизонт?

- Горизонт – это линия между небом и землей

- Молодцы! Задание в тетрадях: начертим на рисунке линию горизонта.

Слайд 3 вопрос

- Можно ли дойти до горизонта?

- Дойти до горизонта нельзя….он все время убегает от нас. Горизонт не край Земли, а воображаемая линия. Земля за ней продолжается. (Гиперссылка на слайд 2)

 

III этап - реконструкция

Доказательства шарообразности Земли

 

- Пронаблюдайте  в группе движения фигурки вокруг по шару.

Что будет видеть наблюдатель на границе «земли» и «неба»?

- При движении фигурки по поверхности шара в сторону отдаления от наблюдателя взгляду доступны уменьшающиеся формы фигурки

Рассмотрим с вами эту ситуацию еще раз на примере корабля.

- Как вы думаете, что будет с кораблем потом? Слайд 4

- Корабль, отдаляясь, кажется нам меньше, затем он исчезнет из вида, скроется за линией горизонта.

Молодцы!Наш корабль поплыл путешествовать.

Рассмотрите карту (Слайд 5), объясни, почему путешественники вернулись с другой стороны.

- Путешественники проплыли на кораблях вокруг Земли

Кругосветное путешествие Магеллана еще раз доказало, что Земля имеет форму шара.

 

IV этап - социализации

Проведем опыт.

Подумайте, как можно изобразить лунное затмение с помощью 3 учащихся. Работа в группе.

1 ученик – Луна (мяч)

2 ученик – Земля    (глобус)

3 ученик – Солнце (фонарик)

- Лунное затмение случается, когда Солнце, Земля и Луна находятся на одной линии. Почему в этот момент Луна не видна жителям Земли?

Вывод: Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на нее свою тень. А тень от Земли – круглая! Значит Земля – тоже шар, но еще больший, чем Луна.

 

V этап - афиширование

Подготовленный ученик рассказывает о первом космонавте.  Юрий Гагарин – наш соотечественник, совершил на космическом корабле первое кругосветное путешествие в космосе.

Показ иллюстраций.

Расскажите, что увидел Ю.Г. из космического корабля.Слайд 6

- Он увидел, что Земля круглая, имеет шарообразную форму.

 

V этап - разрыв

Работа в группах.

Дети выполняют задания и проверяют их совместно.

Задание: допиши  и соедини стрелками

Земля имеет форму:      ….                                                          граница между небом и землей

                                                                                                                 лунное затмение

Линия горизонта –это                                                                               кругосветные путешествия   

                                                                                                                        полет в космос

Шарообразность Земли помогли доказать                                                      Полярная звезда

                                                                                                                                линия горизонта

 

VI этап  - рефлексия

Составьте  рассказ о Земле от группы. Обсуждение результатов.

- Какие «открытия» ты сделал на уроке?

- Где пригодятся эти знания?

- Как ты можешь оценить свою работу?

 

Используемые источники:

  1. А.А. Вахрушев Методические рекомендации для учителя «Окружающий мир» 2 класс. – М.: «Баласс», 2012.
  2. Технология педагогических мастерских  - http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm
  3. Стихотворение - http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-gorizont.html
  4. Шаблон для презентации - http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/248-zemlya-shablony-dlya-shkolnyh-prezentaciy-besplatno.html
  5. Планета Земля - http://forum.allavatars.ru/index.php?topic=1143.0
  6. Изображение горизонта - http://kholmsk.sakh.com/photos/main/list77/243947
  7. Значок гиперссылки - http://www.yoursmileys.ru/i-arrows.php
  8. Фото кораблей - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&lr=2&noreask=1&text
  9. Маршрут Магеллана - http://www.magellanproject.org/
  10. Фото - Магеллана - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=магеллан
  11. Юрий Гагарин - http://bigcitybuzz.ru/2011/04/poexali/
  12. Земля из космоса - http://photoportal.com.ua/photo/show/601

Слайды к публикации

 

altaltaltaltaltaltaltalt

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»