Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Март-капельник
Гринина Татьяна Григорьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 121
Калининского района Санкт-Петербурга
Общедидактическая цель урока:
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 121
Калининского района Санкт-Петербурга
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
- познакомить с характерными признаками весны
- обогащать и расширять словарный запас;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;
Ход урока.
1.Организационный момент2. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает. Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит, к нам пришла…
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет уж птичек стая,-
Значит, к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет,-
Значит, к нам пришла…
- И так как вы уже догадались, мы отправляемся в гости к весне.
- Ребята, а что такое весна? (Слайд №1, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс ч.2»)
- Закройте ребята глаза, прислушайтесь, загляните в себя, включите свое воображение. Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы. Звучит аудиозапись «Весенний шум». Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке?
- А кто из вас назовет весенние месяцы? ( Слайд №2, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс ч.2»)
Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю. ( Н. Михайлова.)
- Сегодня мы поговорим с вами на уроке о марте.
3. Работа над материалом урока.
1) Знакомство с признаками весны в природе
- Как вы думаете, почему март называют « капельником»?
Всему на свете свой черед –
И следом за метелью
Нам позывные подает
Весна своей капелью.
- Капель – падение капель с тающих сосулек или снега.
- Какие изменения происходят в природе с приходом этого месяца? (Ответы детей) С наступлением весны становится теплее, чем было зимой, солнце светит ярче, дни становятся длиннее. От весеннего тепла тает снег. Половодье. Весеннее небо стало высоким и голубым. ( Слайд №3, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс ч.2»)– что лишнее в весеннем лесу?
- Когда мы говорим о начале весны, часто можно услышать такое слово - проталины. Что это такое? (Черные пятна на солнечных пригорках.)
- Где появляются первые проталины? ( Слайд №4,№5,№7, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс ч.2»)
– Где снег тает раньше всего?
- Ребята, а кто знает, что за день – 21 марта?
21 марта – день весеннего равноденствия. Как вы это понимаете? Послушайте, как об этом дне пишет В. Бианки.
21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает… (В.Бианки)
а) - Что же мы узнали? Количество часов дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи. ( Слайд №6, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс ч.2»)
– В какое время года день длиннее?
б) - Какое настроение бывает у людей весной и почему? Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением тёплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за её оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.
в) - Весной из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они строят гнезда, откладывают яйца. Некоторые птицы, уже в конце весны успевают вывести птенцов. Ребята, а какие птицы прилетают к нам первыми? Открыли учебник с.145, посмотрите на картинку. Кто же первым прилетает к нам? Давайте попробуем отгадать загадку.
Черный, проворный,
Кричит: «Крак!»,
Червякам враг.
Всех прилетевших птиц черней,
Чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовётся птица…
4. Физкультминутка
- Первым прилетает грач. Почему? ( Ответы детей)
- Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.
- А теперь давайте послушаем, какая есть народная примета, связанная с прилётом грачей.
Грачи прилетели – через месяц снег сойдет.
- Как вы это понимаете?
- Итак, прилетает первая весенняя птица – грач. А какие еще птицы прилетают вслед за грачами? Давайте послушаем рассказ из учебника с.147 и ответим на этот вопрос.
- Первыми прилетают грачи. Им достаточно проталинок, чтобы разыскать себе корм.
Стрижи, кукушки, соловьи, ласточки - прилетают в то время, когда появляются насекомые, которыми они питаются. Водоплавающие птицы: гуси, утки, чайки, лебеди, возвращаются, когда в водоемах появляется корм, который необходим самим птицам и их птенцам.
г) - Вслед за грачом также появляются и жаворонки.
- Как вы думаете, почему жаворонки прилетают позже? Появляются первые насекомые – корм для жаворонков. Эти птицы – насекомоядные.
- У наших предков был обычай зазывать весну, считалось, что птицы прилетают и приносят с собой весну.
-Есть такая примета: встретишь весну « жаворонками» - удача не обойдет твой дом стороной.
- Как вы это понимаете? Давайте откроем учебники на стр.149 -!50 и прочитаем об этом.
- Выпекали из теста фигурки «жаворонков», раздавали их детям, которые залезали на самые высокие места (на крыши, заборы, деревья) и выкрикивали «Весенние заклички».
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисели толкут,
Тут блины пекут.
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето!
А мы вам – зиму.
У нас корму нет.
- Зазывали весну закличками, играми, песнями.
- Кто захотел проверить данную примету? Расскажите о ней родителям и попробуйте дома испечь «жаворонка».
- Птицы дороги нам, как часть чудесной природы. Их мелодичные веселые, звонкие песни оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
д) Работа по учебнику стр. 148
- Рассмотрите рисунки гнезд птиц. Гнезда, каких птиц изображены?
- Сравните гнезда, определите, из чего они сделаны? Где строят свои гнезда птицы? (ответы детей).
- Лучшие строители – это певчие птицы. Они вьют гнезда из травинок, соломы, листьев, мха. А внутри устилают перьями и шерстинками для тепла и мягкости.
е) Работа в тетради - самостоятельная работа с. 50
- индивидуальная работа
- работа в парах – взаимопроверка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
6. Беседа о жизни животных весной.
- Что еще происходит весной? С приходом весны, становится больше корма и не только для птиц, но и для зверей. От долгого зимнего сна весной просыпаются медведи, барсуки, ежи, сурки. У большинства животных рождаются животные. Звери линяют. Белка и заяц меняют окраску шерсти.
Об этом мы узнаем, если прочитаем текст на стр.146, который называется «Лесные новости».
- Поработаем в группах.
2 группа – о лисице
3 группа – о медведе
- -А сейчас мы с вами поиграем. Игра « Сочини потешку»
На – на-на, наконец пришла …(весна)
Чи – чи – чи, прилетели к нам …(грачи)
Усь – усь –усь, на лугу гуляет …(гусь)
Ло – ло – ло, всем от солнышка …(тепло)
Са – са – са, на цветке сидит …(оса)
Шо – шо – шо, в поле очень …(хорошо)
7. Обобщение. ( Слайд №8, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс ч.2»)
-Дополни весеннюю картинку
-А теперь посмотрим, как вы запомнили все признаки весны. Перед вами признаки различных времен года. Выберите те, которые относятся к весне.
- Капель, появились почки на деревьях, медведь спит в берлоге, белка запасает пищу, тает снег, мороз, стало теплее, опадают листья, проталины, идут дожди, метут метели, журчат ручьи, прилетели грачи, земля покрыта снегом, ярко светит солнце.
8.Итог урока
- Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать ваше настроение. Если вам понравился наш урок – нарисуйте солнышки, а если нет - тучки. Поднимите руки, кто нарисовал солнышки, тучки?
- Спасибо за урок.