Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Грибная пора

Форсилова Марина Викторовна
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство с многообразием представителей царства грибов и их особенностями.
Задачи: 
• образовательные
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о многообразии представителей царства грибов и их особенностях; 
- на основе анализа и синтеза сформировать у детей умение выделять основные признаки грибов, их связи с растительным и животным миром, как компонентами природного сообщества;
- показать взаимосвязь царств живой природы; 
• развивающие
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
- развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей, 
- развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать;
- развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам; 
• воспитательные
- на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к грибам, как важному компоненту этого сообщества;
- воспитывать культуру поведения в лесу.
Оборудование: 
лукошки (коробочки), 
грибочки – жетоны, 
карточки с нарисованными грибками,
дифференцированные карточки для самостоятельной работы, 
выставка книг о грибах, 
улыбающиеся и грустные грибки для рефлексии
 
                                                 Ход урока

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!  Я рада видеть вас в этот замечательный день! 
  Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы создать хорошее настроение, а это, я 
  надеюсь, поможет нам преодолеть волнение, хорошо потрудится на уроке и 
  подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. 
- А вы любите тайны и загадки? 
- Я рада! Значит, сегодня нас ждут интересные открытия.
2. Актуализация знаний.  
- А чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд.   Отгадайте загадки:
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Я сама его боюсь.
Кто, ребята, это… (гусь)
 
С зайчиком мы вроде братья, 
Удивляем сходством всех, 
Но в отличие от брата
Не меняю пышный мех. (кролик)
 
Лесом катится клубок,
У него колючий бок. (ёжик)
 
По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (белка)
 
Меньше тигра, больше кошки,
На ушах – кисточки-рожки.
С виду кроток, но не верь.
Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
 
- Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде? 
  (животные).  
- На какие группы можно разбить этих животных? (Звери и птицы)
- Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока. 
- О чём мы будем говорить?  
- Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным царством грибов. 
- Ребята, как вы думаете, для чего нам это нужно, пригодится ли нам это в жизни?
- Кроме того, на нашем уроке присутствует необычный гость. 
Есть на свете старичок
Старичок – боровичок.
Носит он из пёстрых листьев
Разноцветный колпачок.
Каждый день: и в дождь, и в зной
Сторожит он мир грибной.
- Наши леса славятся грибами. А вы, ребята, когда-нибудь ходили в лес за грибами? 
- А те, кто не ходил, не расстраивайтесь, у нас есть возможность отправиться в лес в 
  гости к Боровичку и насобирать полные лукошки грибов. Он готов открыть нам 
  некоторые свои тайны и представить жителей Грибного царства, которые 
  разбежались по лесным полянкам.  
-   Кто хочет  узнать:
• С кем дружат грибы?
• Какие грибы дымят?
• Где живут грибы-карлики?
• Кто живёт в грибном доме?
- Надеюсь, что вы будете активными и внимательными и насобираете много грибов. 
  За каждый правильный ответ кладите грибок в своё лукошко. 
 
3. Знакомство с некоторыми видами грибов. Взаимосвязь грибов с деревьями. 
- Отправляемся в лес.  
            Представьте себе, как в тёплый денёк вы прогуливаетесь по лесу и вдыхаете свежий аромат хвои. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых густой травой. Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если внимательнее присмотреться, то среди травы можно увидеть самые разные грибы. Весной мы собираем  грибы - подснежники – сморчки. Летом, когда колосится рожь – колосовики (подберёзовики). А самая грибная пора – осень. Много любителей лесных  прогулок приходит в лес рано поутру, и возвращаются домой с полными корзинами. Недаром в народе говорится: «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт. А сонливым да ленивым достаётся лишь крапива».
А знаете ли вы, что грибы в старину на Руси называли «губами». Кое-где это название и сейчас сохранилось. Затем появилось слово грибы, родственное слову горб, потому что шляпки у грибов горбиком. 
- Какие грибы вам доводилось собирать в лесу? (Ответы детей.) 
- А вот так однажды собирал грибы писатель Николай Сладков. Послушайте и 
  постарайтесь запомнить, под какими деревьями он находил грибы.  
  (Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова.)
По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов – гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать!
- Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель. 
 Берёза – подберёзовик
• В  бору – боровик (белый гриб) – мечта всех грибников, о нём говорят - царь грибов.
• Осина – подосиновик
• Сосны – маслята
• Старые пни – опята
- Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей)
- Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев   
  получают питательные вещества, а деревья лучше растут, если рядом грибы.
Вывод: вот и раскрыл вам первый секрет Боровичок.
- С кем дружат грибы? (С деревьями.) Не забывайте класть грибочки за правильные  ответы.
 
4. Строение шляпочного гриба.   
-  Посмотрите на экран. (ВИДЕОРОЛИК)   
- А этот гриб – бледная поганка.  т надземная часть гриба? (Шляпка, ножка.)
- Как вы назовёте подземную часть? Посмотрите. Боровичок вам подсказывает. 
- Прочитайте. 
- Грибница – это суп из грибов, а подземная часть гриба называется грибницей. Она   состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землёй на десятки   метров. На них и образуются грибы. Грибницы растут более ста лет, и каждый год   дают новый урожай. Если запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить сюда за грибами. 
- Ребята, как вы думаете, почему грибы нужно срезать ножом? 
Вывод: Чтобы не повредить грибницу, грибы нужно срезать ножом, а лучше  
               выкручивать.
5. Минутка отдыха для глаз.  
- Не каждый человек может увидеть, спрятавшийся в траве грибок. У настоящего грибника – зоркий взгляд. Следите глазками за движениями Боровичка, голову  старайтесь не поворачивать.
- Если вы будете выполнять такие упражнения, грибы в лесу не будут играть с вами в прятки.
 
6. Многообразие грибов.
- А их на земле тысячи видов.  
  От самых маленьких, которые можно увидеть только под микроскопом, до самых   больших -  размером с человеческую голову. Кроме шляпочных грибов, знакомых  вам, есть похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на   такие необычные грибы –  как трутовик, бокальчик, рогатик, берёзовый гриб – чага. 
- А это  дождевик, гриб, похожий на колобок. Если вы случайно наступите на 
  созревший дождевик, он лопнет и из него пойдёт дымок, потому в народе его 
  называют «дедушкиным табачком» или «баней». На самом деле, это   рассыпаются его споры. Спорами размножаются все грибы, как растения  семенами.  
 Они мелкие, лёгкие и переносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные 
 условия, спора образует грибницу и появляются новые грибы. 
- Есть даже такая пословица: «Растут, как грибы после дождя»? (Потому что очень много грибов появляется именно после дождя, когда выглядывает солнце и  нагревает мокрую землю).
- Вот и второй секрет Боровичка раскрыт. 
- Какие грибы дымят?

7. Классификация грибов.
- А сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я буду загадывать загадки, а вы, 
  обсудив, покажете картинки-отгадки, которые лежат у вас на партах.  
• Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С темной шапкой наверху. (Боровик, белый гриб.) 
• Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас ….(Опята.) 
• Этот гриб красивый, красный,
Но поверьте, он опасный. (Мухомор)
• Этот гриб нарядный
Растёт с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет. (Подосиновик)
• Очень бледная на вид,
Яд опаснейший таит. (Бледная поганка)
-  Боровичок предлагает вам раскрыть ещё один свой секрет.  
- В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».  
- Почему? 
- Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах и разделите грибы на  группы.   
  - Кто быстрее справится с заданием?
- На какие группы вы разделили грибы? Кто согласен? 
  Вывод: грибы бывают съедобные и ядовитые.
- Ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную 
  поганку – самый ядовитый гриб в мире. Один из главных признаков  бледной 
  поганки – юбочка на нижней части ножки (мигает знак смерти). Мухомор очень 
  красив, но тоже опасен для человека. Вот и раскрыли ещё один секрет Боровичка.
 
8. Динамическая пауза «Гномик»   
- А теперь он предлагает нам отдохнуть со своим другом Гномиком. Повторяйте  движения за ним.
 
9. Грибы – карлики. 
- Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с – родителями 
  путешествовать, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? 
- Да, она покроется плесенью. Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень   маленькие - одноклеточные. И таких грибов-карликов много. 
 Например, с помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба и ароматных  булочек, благодаря кефирному грибку, молоко превращается во вкусный кефир. 
  Грибы-карлики нас ещё и лечат. 
- Слышали такое название «пенициллин»? Это важное лекарство добывают из 
  плесневых грибков, а  изобретателю лекарства поставлен памятник. 
  Вывод: Грибы – карлики хотя и маленькие, но так нужны человеку.
 Вот мы и раскрыли ещё один секрет Боровичка.
 
10.  Правила сбора грибов.  
- Настоящие грибники должны уметь правильно собирать грибы. 
- Обсудите в своих группах правила сбора грибов в лесу. Пользуйтесь подсказкой на экране. Не забывайте, общаться нужно, не мешая другим.
- Дети собирают грибы только (с кем?) …(взрослыми).
- Собирай только (какие?)…грибы (знакомые).
- Чтобы не повредить грибницу, …(срезай гриб ножом или выкручивай).
- Не сбивай незнакомые и ядовитые грибы, потому что они ядовиты только для человека, а для животных служат лекарством и пищей.     
      Например, белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
- Кроме того, всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса. 
- Для кого, как вы думаете? (для насекомых)
- Что же делать с червивыми грибами – спросите вы меня? 
   Их лучше срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесёт споры и 
   появятся новые грибницы. Кстати, лисички – единственные съедобные грибы, 
   которые никогда не бывают червивыми. Вот и последний секрет раскрыт.
- Итак, в природе нужны любые грибы. Они питают деревья, служат домом для 
  насекомых, а для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся 
  мухоморами. А люди  добавляют грибы в суп, жарят на сковородке или    маринуют. Самое знаменитое грибное блюдо - жульен, когда грибы шампиньоны запекают в специальном белом соусе.
 
10. Закрепление изученного.
1. Фронтальная работа.
- Проверим, научились ли вы правильно собирать грибы и выполним тест «Тихая охота». А что называют тихой охотой? (сбор грибов) Не забывайте класть себе в корзинку грибочки.
 Как называется часть гриба, которая находится в почве? (шляпка, грибница, ножка)
 Какие грибы никогда не бывают червивыми? (лисички, сыроежки, маслята)
 Какой гриб называют «царём» грибов? (дождевик, груздь, белый)
 Какие грибы растут осенью на пнях? (лисички, рыжики, опята)
 Какие грибы появляются весной? (грузди, подосиновики, сморчки)
 Самый ядовитый гриб в мире – это … (мухомор, бледная поганка, ложный опёнок)
 Под каким деревом растут подосиновики? (осина, берёза, дуб)
 Какие животные едят мухоморы? (лоси, волки, лисы)
 Когда лучше отправляться за грибами? (днём, вечером, утром)
 
2. Самостоятельная дифференцированная работа.   
- У вас на столе 2 карточки, выберите себе ту, с заданием которой вы справитесь и   выполните задание самостоятельно. Задание с красным кружком – потруднее, а с   зелёным – полегче. Кто выполнит задание, поднимите руку.
- зел. «Съедобные – ядовитые» (подчеркните съедобные грибы зелёным 
         карандашом, а ядовитые – красным)
- красн.  «Угадай гриб?» (подпиши названия грибов).
- Самопроверка    
3.Задание на внимание.    
 
11. Итог урока. Рефлексия.
- Посмотрите, как много оказывается, можно сказать о самых, казалось бы, 
  обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвящённая их  изучению. 
  Называется она «микология».     
- Какие же тайны открыл нам сегодня Боровичок?    
- Боровичок открыл нам немало своих секретов. 
- Если вам на уроке было интересно, и вы узнали много нового, пусть ваш грибок  улыбается. А если секреты Боровичка вас не заинтересовали, вам было немного  грустно, пусть и ваш грибок грустит.
- Грибы не прощаются с вами, а говорят вам ДО СВИДАНИЯ! Встретится с ними ещё, вы сможете в этих книгах (выставка).
  Молодцы! Вы замечательно поработали. Спасибо за урок.
 До новых увлекательных встреч!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»