Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе

Растениеводство

Озерская Ксения Павловна
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Технология урока: технология  проблемного диалога, здоровьесберегающая технология.
По программе курса «Окружающий мир» А.А. Плешаков (УМК «Школа России»)
 
Цели урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов
Предметные результаты:
1. Формировать представление о сельском хозяйстве, о его значении в жизни человека, о культурных растениях, об их значении в жизни человека
2. Рассматривать образцы культурных растений, сравнивать их между собой, составлять описание растений по плану..
3. Знать/понимать определения основных понятий "сельское хозяйство", "культурные растения", "дикорастущие растения"
4. Познакомить с деятельностью Вавилова.
5. Закрепить знания о полезных ископаемых.
Личностные  результаты:
  1. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
  2. Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании
  3. Формирование бережного сознательного отношения к природе, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Метапредметные результаты:
Формирование регулятивных УУД:
 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
 
Формирование познавательных УУД:
  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  поиск и выделение необходимой информации;   структурирование знаний;
  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  смысловое чтение;
 
Формирование коммуникативных УУД: 
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
На уроке предполагается использование следующих методов и приемов работы:
беседа, проблемный диалог, метод исследования.
Этапы урока Деятельность преподавателя Форма организации деятельности. Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность обучающихся Планируемые результаты
предметные универсальные учебные действия
Организационный Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
Читает стихотворение:
 
Вот и прозвенел звонок –
начинается урок
Друг на друга посмотрели
И за парту тихо сели.
 
- Фронтальная;

 
Приветствовать учителя   Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
 
Актуализация знаний: проверка домашнего задания. - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
(Полезные ископаемые).  
- На дом вам было задано повторить изученный материал.
- Пришло время проверить, как вы его усвоили.
- Предлагает выполнить тест в рабочих тетрадях на печатной основе.
 
- На следующем уроке мы обсудим вопросы, в которых вы допустили ошибки.
- Фронтальная;
 
- Индивидуальная.
 
Тест, стр. 59
Отвечают на вопросы.
 
Выполняют задание.
Закрепить знания о полезных ископаемых. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
 
Вызов или  актуализация необходимых знаний.
 

 
(На экране изображения растений: кукурузы, пшеницы, березы, яблони, крапивы, ели, подорожника). (Слайд 2)
 
Проведение диалога.
 
-Рассмотрите картинки.
-Что на них изображено?
-Что общего? (это растения)
-Чем они отличаются? (травянистые растения, деревья).
-А есть ли еще различия? (одни ответят, НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения).
 
- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения.
 
- Как мы их называем?
(дикорастущие).
 
-Почему? (растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал)
-
- А как тогда называются растения, за которыми ухаживает человек?
( Культурные растения).

 
Фронтальная
 
Вопросы учителя.
 
 
Отвечают на вопросы учителя.
  Формировать представление о сельском хозяйстве, о его значении в жизни человека, о культурных растениях, об их значении в жизни человека;
 
Знать/понимать определения основных понятий "сельское хозяйство", "культурные растения", "дикорастущие растения"
 
 
Рассматривать образцы культурных растений, сравнивать их между собой.

 
  Поиск и выделение необходимой информации;
  структурирование знаний; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
 

 
Целеполагание
 
Определение целей и задач урока

 
- А какие растения играют в сельском хозяйстве главную роль - дикорастущие или культурные?
 
- Как вы думаете, о каких растениях  пойдет речь сегодня на уроке?
(о культурных).
 
 
- Кто-нибудь из вас знает, какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений?
Я подготовила вам небольшую подсказку.
 
Возьмите карточку и разгадайте шифровку.
(Растениеводство).
 
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Растениеводство).
 
 
- Правильно сегодня мы с вами поговорим о растениеводстве.
 
- Какая цель нашего урока? (узнать,  что такое растениеводство; как появились культурные растения;  какие культурные растения выращивает человек; познакомится с отраслями растениеводства; узнать, для чего выращивают культурные растения;
- Хорошо.
 

 
- Фронтальная.
 
 
 
 
 
 
 
 
- В паре.
 
 
 
 
 
Работа с карточками Слайд 3.
 
 
Слайд 4.
 
 
 
 
 
 
Слайд 5.

 
Отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разгадывают шифровку, формулируют тему и цель урока.
 

 
Знать/понимать определения основных понятий "сельское хозяйство", "культурные растения", "дикорастущие растения", "растениеводство".
 

 
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
 - структурирование знаний;

 
Динамическая пауза Учитель предлагает детям отдохнуть.
Читает стихотворение, показывает движения.
 
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу
 
 
 
 
Слайд 6.
Повторяют движения за учителем.    
Осмысление
Организовать и направить к цели урока познавательную деятельность, а также добиться сознательного восприятия изучаемого материала
- Как вы думаете, важно ли нам знать, какие бывают растения, как их люди используют?
 
- Почему?
Беседа.
 
Для удовлетворения своих потребностей в еде, одежде, корме для животных  человек занялся растениеводством.
 
Откройте учебники на стр. 51 и найдите определение, что такое растениеводство.
- Частью какой отрасли оно является?
 
Слайд 7(по уч. стр. 53)
- Фронтальная;
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником

 
Отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
Ищут ответ в учебнике.
 
 

 
Формировать представление о сельском хозяйстве, о его значении в жизни человека, о культурных растениях, об их значении в жизни человека
 
 
 
 

 
- поиск и выделение необходимой информации;   структурирование знаний;
  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 
Организация познавательной деятельности. Приобретение новых знаний
 

 
Предлагает выполнить практическую работу "Учимся сравнивать и описывать культурные растения"
 
Теперь давайте попробуем научиться сравнивать и описывать культурные растения.
 
Для этого давайте выполним практическую работу.
- Сейчас, ребята, мы  разделимся на 3 группы – 1 – й ряд, 2-й и 3-й.  каждая группа получит карточку с заданием, и образец растения. Вам нужно заполнить бланк, т.е. описать растение по плану, а затем рассказать о нем.
(Дети делятся на 3 группы, получают карточки с заданиями и образец (гербарий). Они составляют описание одного растения по плану, используя учебник. Затем один ученик из группы рассказывает об одном растении
 
(Слайд 8) Практическая работа
1.Название растения.
2.К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
      3.Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)?
      4.Как использует человек это растение?
 
 
 
- Давайте сделаем вывод - для чего же человек использует растения?
 
Какие культуры мы можем выделить?
 
(Слайд 9) Разнообразие культурных растений. Зерновые, Кормовые, Прядильные ...
 
 
Беседа.
 
Как мы видим, растениеводство - очень важная отрасль сельского хозяйства. Многие люди в ней работают. Это и хлеборобы, и овощеводы, и садоводы, и хлопководы. Они любят свою профессию и знают, как ухаживать за растениями, как сажать их, собирать урожай, определять - больное растение или здоровое.  (Слайд 10)
 
И все их действия имеют под собой научную основу.
Огромный вклад в растениеводство внес наш советский ученый Николай Николаевич Вавилов.
 
Н.И. Вавилов - российский и советский учёный- ботаник, селекционер, географ.
 
(Слайд 11)
 
Именно он определил центры происхождения культурных растений. Так, родина картофеля - Ю.Америка, а огурцов - Индия.
(Слайд 12)
 
Чтобы определить родину растений, Н.И. Вавилов много путешествовал. Вернувшись из экспедиций он написал книгу "Пять континентов". - демонстрация книги.
 
Н.И. Вавилов организовал крупнейший в СССР научный институт - Всесоюзный институт растениеводства - ВИР. (Слайд 13)
 
Именно там отбирают образцы растений для создания будущих сортов.
И именно там находится крупнейшая и уникальнейшая коллекция растений. Эта коллекция - достояние не только России, но и всего мира.
(Слайд14)
 
Коллекция семян настолько важна для растениеводства, что во время блокады умирающие от голода сотрудники не съели ни единой картофелины, ни единого зёрнышка.
 
Кстати, посмотрите на свои гербарии - они также сделаны в ВИРе.
- Групповая.
 
 
 
 
Практическая работа
 
1 группа - зерновая культура, 2 группа - кормовые растения, 3 группа - прядильная культура.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронтальная

 
Работают в группе, готовят сообщение по вопросам о растениях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слушают учителя
  Формировать представление о сельском хозяйстве, о его значении в жизни человека, о культурных растениях, об их значении в жизни человека
2. Рассматривать образцы культурных растений, сравнивать их между собой, составлять описание растений по плану.
 
Познакомить с деятельностью Вавилова.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
 
поиск и выделение необходимой информации;   структурирование знаний;
  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 
Рефлексия
Анализ полученной информации
Подведение итогов, оценка.

 
Пришло время вспомнить то, что мы изучали на уроке.
Давайте вспомним тему нашего урока.
Давайте вспомним цель нашего урока.
(Слайд 15)
Достигли ли мы поставленной цели?
 
Оцените свою работу на уроке. На сколько хорошо вы работали. Поднимите карточки соответствующего цвета.
 
Оцените, на сколько сложно вам было на уроке. Поднимите карточки.
 
Выставление оценок.

 
Фронтальная, индивидуальная.
 
Карточки для оценивания.
Отвечают на вопросы, поднимают карточки.   Реализация потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании
 
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
 
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
 
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Домашнее задание. Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения Р.т. стр. 32 N1, 2, 4.
 
 
Есть ли вопросы по домашнему заданию?
Молодцы, вы все хорошо потрудились.
Урок окончен.
Фронтальная, индивидуальная.
 
Записывают домашнее задание, задают вопросы.   Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»