Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опасные незнакомцы

Кильмаева Елена Николаевна
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя:
  Кильмаева Елена Николаевна
2. Класс: 2 УМК «Школа России» Предмет: окружающий мир. 
3. Тема урока: «Опасные незнакомцы». Тип урока: комбинированный.
4. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): создать условия для приобретения навыка общения с незнакомыми людьми, которые могут представлять реальную угрозу жизни и здоровью учащихся.
Образовательные: выяснить, какие опасности могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми, посредством анализа различных ситуаций найти выход из затруднительного положения, выяснить какую стратегию необходимо применить, чтобы избежать опасности.
Развивающие: развивать познавательную активность, сохранение и развитие здоровья учащихся, развивать умение работать сообща (развитие коммуникативных навыков), совершенствовать мыслительные операции анализа, обобщения, сопоставления, поиск решений; развитие у детей чувства уверенности в своих возможностях, развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные: воспитывать чувства ответственности за совершенные поступки, любознательность и пытливость в процессе учения, на основе сложных жизненных ситуаций воспитание чувства сострадания, сочувствия и сопереживания.
Демонстрационный материал: презентация «Опасные незнакомцы», наглядность на доске (алгоритм), видеосюжет «Опасные незнакомцы» (из серии «Уроки тетушки совы»)
Оборудование: компьютер мультимедийный проектор, учебник по окружающему миру.

 
Предметные планируемые рузультаты
Научатся
предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.
 
Получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.
метапредметные
 
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.
Формирование умения наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
Формирование умения работать в группе
строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.
личностные
 
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
 
 
 
 
Характеристика этапов урока.
Этап урока Время Цель Содержание учебного материала Методы и приемы
     ЗТ
Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Первонач. постановка проблемы
2 мин Вызов учащихся на решение проблемной ситуации Проблемная ситуация из личного опыта учителя рассказ Краткое описание проблемной ситуации В зависимости от типа восприятия уч-ся  слушают либо с закрытыми глазами, либо смотрят на иллюстрацию.
  1. Анализ проблемы и сообщение вводной информации
10 Заложить основу для решения проблемы
 
Просмотр видеосюжета
(уроки тетушки совы «Опасные незнакомцы»)
1.Видеометод
 
2.Ситуационный метод
 
3.Активный метод

 
Каждой группе дается ситуация.
Предлагается алгоритма для анализа:
Что произошло?
Почему произошло?
Каковы последствия?
Анализ ситуаций посредством представленного алгоритма
Физкультминутка 2 «Здоровье мое»   Компенсаторно-нейтрализующий прием    
  1. Выяснение возможного решения проблемы
10 Попытка самостоятельного выхода из ситуации Стратегия действий «Четыре шага к безопасности» (см. приложение 2) Практический метод, ситуационный, соревновательный Разбор стратегии действий «Четыре шага к безопасности» Предлагают всевозможные решения проблемы
  1. Переформулирование проблемы
 
 

 
  1. Совместный выбор 1 варианта переформулирование
  2.  
2 Самостоятельная формулировка с целью приближения проблемы к себе   Активный метод Обращение к личному опыту уч-ся, личным страхам и опасениям Формулируют проблему своими словами.
  1. Выдвижение образных аналогий
5 побуждать уч-ся к поиску ярких, образных, «метафорических» аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений   Активный метод
  1. Личностные аналогии
  2. Символическая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
Запись своих ощущений в таблицу
Физкультминутка 2 «У оленя дом большой»   Компенсаторно-нейтрализующий прием    
  1. Подгонка подходов к готовым решениям
7 Выработка навыка безопасного поведения с незнакомыми людьми
 
Решение проблемной ситуации, поставленной в начале урока
Игра «Опасный незнакомец» Практический метод, игровой метод,
Демонстрация, активный метод
Учитель выступает в роли незнакомца.
 
 
 
 
Возвращение к первоначальной проблемной ситуации.
Уч-ся выходят из опасной ситуации на основе полученных знаний.
Определяют, решена ли поставленная проблема. Предлагают свои варианты выхода из данной ситуации.
Снятие эмоционального напряжения (рефлексия в аффективной области) 4 Снятие напряжение   Упражнение
Компенсаторно-нейтрализующий прием
Дает инструктаж по выполнению упражнения Записывают свои переживания, комкают лист бумаги, выбрасывают.
 
 Реализация здоровьесберегающих технологий:
  • Снятие эмоционального напряжения
  • Проведение рефлексии в аффективной области
  • Формирование правильной осанки, динамические паузы
  • Использование музыкальной терапии на уроке
  • Создание эмоционально благоприятного климата, психологического комфорта
  • Сочетание различных форм предоставление информации
  • Обращение к личному опыту, установка на доверительное отношение
  • Обучение в мини-группах
  • Подборка методов и приемов, активизирующих инициативу и творческое самовыражение уч-ся
  • Формирование внешней и внутренней мотивации

Технологическая карта урока
Этапы урока
(Шаги модели)
Характеристика
деят-ти учителя
Характеристика
деят-ти учащихся
Здоровьесберегающие технологии (методы и приемы) Примечание
 Эмоциональный настрой Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть воздуха, тепло еще не вышедших солнечных лучей. Выполняют упражнение Упражнение (релаксирующий эффект)
Компенсаторно-нейтрализующий прием
 
  1. Первоначальная постановка проблемы
Учитель рассказывает историю из личного опыта «Встреча с опасным незнакомцем…»
Нас постоянно учат, что нужно помогать людям, не важно, знакомы они вам или нет.  А получается, что, их нужно бояться?! Как быть в таких ситуациях?
Со мной могло и не произойти такого события, если бы я знала, как себя надо было повести. Я хочу, чтобы мы с вами исследовали эти ситуации и нашли нужное решение.
Слушают рассказ (либо с закрытыми глазами представляют себе картинку, либо смотрят на нее).
 
 
Дети высказывают свои предположения.
Технология музыкального воздействия
Использование каналов восприятия (аудиальный, визуальный),
Создание доверительного психологического климата в диаде «учитель-учащиеся»
В соответствии с данной моделью проблема весьма сложная в теоретическом и психологическом отношении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Анализ проблемы и сообщение вводной информации
Посмотим видеосюжет (уроки тетушки совы «Опасные незнакомцы») с похожей историей.
А зачем взрослому человеку нужно воровать ребенка?
(выяснение причин поступка).
 
Подобных историй несчетное количество. Мы разберем некоторые из них.
 У каждой группы есть спрятанный конверт, который вам необходимо найти.
 
Прочитайте и обсудите в группе, используя схему:
Что произошло?
Почему произошло?
Каковы последствия?
(Реализация модели трех вопросов)
 
 

 
 
 
 
 
Предположения детей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На основе представленного алгоритма вопросов, дети анализируют ситуации.
 
Видео метод
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Компенсаторно-нейтрализующий прием
 
 
 
Ситуационный метод
Сбор фактов направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Текст ситуаций в приложении №1
  •  
Здоровье мое крепкое, крепкое мое здоровье, если оно не крепкое, то это не мое здоровье
«Кулак, ребро, ладонь» (элементы кинезиологии)
  Компенсаторно-нейтрализующий Импровизация текста и движений (придумываем на ходу) на основе ранее выученной математической физминутки
  1. Выяснение возможностей решения проблемы
На основе Ваших ситуаций подумайте и запишите, как можно выйти из данного затруднения. (В помощь предлагается стратегия действий (приложение 2). Учащиеся предлагают всевозможные решения проблемы   Совместная поисковая деятельность по решению проблем с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений.
  1. Переформулирование проблемы
Сформулируйте проблему своими словами. Подумайте, возможно появится совсем другая формулировка. Что для вас в данной ситуации является проблемой? Учащиеся самостоятельно переформулируют проблему в своем понимании, приближая ее к себе    
Обращение к личному опыту учащихся, личным страхам или опасений.
  1. Совместный выбор
одного варианта переформ. проблем
 
Первоначальный вариант постановки проблемы временно откладывается
   
  1. Выдвижение образных аналогий
  1. Личностные аналогии
Закройте глаза и представьте себя в такой ситуации. Чтобы вы ощущали?
Запиши в таблицу
  1. Символическая аналогия.
Попробуйте образно сформулировать в 2-3 словах суть нашей проблемы (как бы вы назвали наше занятие?)
Запишите.
  1. Фантастическая аналогия.
Представьте себе, что «возможно все, что угодно». Как бы вы решили проблему?
Дети записывают свои ощущения в таблицу
 
 
 
 
 
 
 
 
Капитаны озвучивают ответы своей группы
 
 
 
 
Дети записывают в таблицу
Практический метод, упражнение В таблице дети оценивают свои эмоции, настроение и самочувствие (рефлексия в аффективной области)
 
 
 
 
 
 
 
 
Выбирается один вариант и вешается на доску.
Физкультминутка «У оленя дом большой…» Дети выполняют движения, ускоряясь с каждым разом. Компенсаторно-нейтрализующий прием  
  1. Подгонка подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы
Игра «Опасный незнакомец».
(проигрывание ситуаций, учитель выступает в роли незнакомца, ученик в роли ребенка).
 
Вспомните историю, которую я вам рассказала, и подумайте, как я могла бы поступить, чтобы избежать опасной ситуации?
Какую ошибку я допустила при общении с незнакомым человеком?
На основе стратегии действий, учащиеся выходят из затруднительной, опасной ситуации на практике.
 
 
Дети предлагают свои варианты выхода из ситуации.

 
Практический, игровой, активный метод Практическое применение полученных знаний.
 
 
На данном этапе учащиеся определяют, решена ли поставленная проблема или следует избрать новый подход к поиску решения.
Снятие напряжения
Рефлексия
Подведение итогов
У нас сегодня прошло очень важное исследование.
Сейчас я хочу, чтобы мы с вами сняли напряжение. На листочках напишите о том, что вызывает у вас страх, опираясь на наше занятие. Возможно кто-то сталкивался с похожими ситуациями, напишите о них.
Урок у нас подошел к концу, а за это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Запишите свои ощущения, настроение, самочувствие на момент окончания урока в дневник наблюдений
Дети записывают свои переживания, опасения, тревогу, страхи.
 
После чего комкают свой лист и выбрасывают в помойку.
 
 
 
 
 
Плоды (яблоки) – если урок прошел плодотворно.
 
Бесполезно – прикрепляют лист
Компенсаторно-нейтрализующий прием
 

 
Данный психологический прием позволяет детям не только снять напряжение, но и избавиться от негативных переживаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
Рефлексия в аффективной и когнитивной области

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»