Внеклассное мероприятие
Путешествие на остров Здоровья
Головщикова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №133 Санкт-Петербурга
Цели: систематизировать знания и представления учащихся о здоровом образе жизни с целью формирования активной жизненной позиции и ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- формирование у учащихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни;
- обучение самостоятельно добывать знания, используя приёмы исследовательской работы;
- развитие умения презентовать результаты совместной деятельности;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- воспитание потребности вести здоровый образ жизни;
- способствовать укреплению здоровья детей через физминутки;
- воспитание чувства коллективизма;
- воспитание чуткого и внимательного отношения друг к другу и окружающим.
Форма проведения: игра-путешествие
Класс: 4 класс
Педагогические технологии: технология сотрудничества; информационно-просветительская здоровьесберегающая технология; работа с дополнительными источниками информации.
Оборудование: карта путешествия, маршрутные листы, кроссворды, корзины с продуктами, «дерево здоровья», компас; диск с аудиозаписью увертюры И.Дунаевского к к/ф «В поисках капитана Гранта»; грамоты; парты составлены для работы в группах(2 группы).
Ход мероприятия
I. Организационное начало.
Со звонком дети заходят в класс и встают около учителя.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся.
Дети поворачиваются и приветствуют гостей.
Учитель:- В одной сказочной стране на берегу моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было 3 сына. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.
- Нет, не так! В одной совсем не сказочной, но очень красивой стране, в прекрасном городе на берегу реки, в зелёном районе, в одной школе жили-были умные, прилежные, старательные, спортивные, весёлые и здоровые дети, которые очень любили......
Ученики: - Смеяться! Учиться! Веселиться! В футбол играть! Книги читать! Танцевать! Путешествовать!
Учитель:- А хотите мы сегодня отправимся в морское путешествие?
Ученики:- Да!
Учитель:- Тогда, команды, свистать всех наверх, на корабли и в путь!
Дети занимают свои места. На доске появляется карта.
Учитель:- Команды, представьте своих капитанов.
Дети выбирают и представляют капитанов и название команды.
Учитель:- В пути мы будем соревноваться в знаниях, сообразительности, внимании. А очки в путевых листах будет отмечать наше компетентное жюри. (Учитель представляет жюри)
II. Актуализация опорных знаний.
Открывается дверь, появляется ребёнок в костюме пирата.
Пират: - Здравствуйте! Я слышал, вы отправляетесь на поиски сокровищ.
Учитель:- Нет, мы отправляемся в путешествие.
Пират:- Вам без меня не обойтись!
Учитель:- Почему? Да кто вы такой?
Пират:- Как, вы меня не узнали? Я – пират Джек Воробей. А мой замечательный компас поможет проложить путь на карте (в сторону) к сокровищам! Ну как, берёте меня с собой?
Учитель:- Ребята, слово за вами.
Пират:- Замечательно! Капитаны, проложим путь!
Пират ходит у карты, определяет направление по компасу. Капитаны прокладывают маршрут на карте.
Учитель:- А какие качества нам нужны, чтобы преодолеть все препятствия, взбираться на высокие мачты, ставить паруса и не ссориться в пути?
Ученики:- Смекалка, сила, ловкость и хорошее настроение.
Учитель:- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?
Ученики:- Надо быть здоровым.
Учитель:- Мы в открытом море, друзья! Плещутся волны, летают чайки.
Слова учителя на фоне музыки увертюры И.Дунаевского к к/ф "В поисках капитана Гранта"
- Впереди рифы Кроссвордов. А вот и первые препятствия.
Пират раздаёт командам листы с кроссвордами и читает вопросы, (см. приложение 1 и 2).
Дети разгадывают кроссворды в командах. В выделенных ячейках появляется слово «здоровье»
Учитель:- Молодцы, правильно! Какое слово получилось?
- Что такое здоровье?
Ученики:- Здоровье – это самое большое богатство. Его нужно беречь. Здоровье – отсутствие болезни. Здоровье – это радость и хорошее настроение.
Учитель:- Здоровье – это состояние полного физического и душевного благополучия. Как вы это понимаете? (Объяснения детей)
- Давайте попробуем выяснить, от чего зависит наше здоровье. Порассуждаем.
Ученики:- От здоровья родителей, бабушек и дедушек.
- От того, как часто нас осматривает врач.
- От того, каким воздухом дышим, какую воду пьём.
- От того, что употребляем в пищу.
- От нас самих и от образа жизни.
Учитель:- Давайте из этого перечня попробуем выделить самое главное.
Ученики:- От нас самих и от образа жизни.
Учитель:- Молодцы, отправляемся дальше.
Жюри оценивает выполнение, начисляет баллы за правильные ответы
III. Физкультминутка.
Упражнение для мышц спины и позвоночника.
Посмотрите, кто–то странный
Заглянул сейчас в окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
1. И.п. – основная стойка, руки в стороны на уровне плеч. Вращаем кистями вперёд, вращаем руки от локтей вперёд, полное вращение рук от плеча вперёд.
2.Руки опустить.
3. И.п. – основная стойка, руки в стороны на уровне плеч. Вращаем кистями назад, вращаем руки от локтей назад, полное вращение рук от плеча назад.
4.Руки опустить.
5. И.п. – основная стойка. Руки подняли вверх и сцепили в замок, носки от пола поднимаем, опираемся на пятки; встали прямо.
Звучит музыка
IV. Обобщение знаний.
1. Здоровое питание. Витамины.
Учитель:- А вот и следующая остановка – мыс Чудесных находок. Интересно, что мы здесь найдём?
Пират:- Нашёл! Нашёл! Ну и чудеса!
Пират выносит 2 корзины с разными продуктами.
Пират:- А я-то думал, мы найдём здесь волшебные вещи.
Ученики:- Это, действительно, чудесные находки. Ведь продукты содержат необходимые для организма питательные вещества: белки, жиры, углеводы, воду, минеральные соли и витамины.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Дети каждой команды читают стихотворение.
Учитель:- Ребята, а все ли продукты в корзинках одинаково полезны для здоровья?
Дети разбирают продукты, оставляя в корзинках полезные для здоровья.
Ученики:- Эти продукты (перечисляют и объясняют) – вкусные и полезные, их полезно есть каждый день.
Ученики:- Эти продукты (перечисляют и объясняют) НЕ полезны для здоровья.
Жюри оценивает выполнение, начисляет баллы за правильные ответы.
Пират:- Что же полезного в овощах и фруктах?
Учитель:- Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ.
Ученики: (подготовленные сообщения команд)
- Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани.
- Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.
- Большинство витаминов не образуются в организме человека, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты нужно есть регулярно.
Пират:- Что за слово такое, витамин, кто его придумал?
Ученики:- Американский учёный биохимик Казимир Функ открыл вещество «амин» и, соединив с латинским словом vita («жизнь»), получил «витамин».
Учитель:- Ребята, а какие витамины вы знаете?
Ученики: (подготовленные сообщения команд)
- Витамин А - это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.
- Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в чесноке, луке, капусте, редисе, во всех ягодах и фруктах, очень много в цитрусовых (лимонах и апельсинах), сладкий перец – чемпион среди овощей по содержанию витамина С, а в репе в 2 раза больше, чем в лимонах.
- Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в чёрном хлебе и в грецких орехах, в пастернаке и редьке.
- Витамин D делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин D.
Пират:- Я понял, чтобы быть здоровым, надо правильно питаться.. Надо есть разные продукты, побольше овощей и фруктов, мало сладостей..
Ученики:- А ещё кушать надо регулярно, в одно и то же время, не переедать.
Жюри начисляет баллы за сообщения.
2. Физкультминутка.
Учитель:- Ребята, ветер стихает, паруса повисли. Поможем ветру «накачать» силу и мощь.
Дыхательная гимнастика. «Насосы»
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один имитирует, на каждый резкий выдох, накачивание предмета двумя руками; другой садится на корточки, опустив голову и руки, и постепенно поднимается на каждый вдох, постепенно расправляя плечи и поднимая голову.
Учитель:- Здорово! Паруса снова наполнены ветром.
Учитель:- Я вижу на горизонте огромные волны, присядьте, чтобы нас не смыло за борт.
Упражнение для снятия утомления. Облегчает работу сердца, снижает кровяное давление.
Дети свободно садятся на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабляются, держа на весу голову и опустив руки вниз (выполняют в течение 1 минуты).
3. Конкурс капитанов.
Учитель:- Молодцы, отправляемся дальше. (Звучит музыка)
- Впереди Подводные скалы. Это жилище Учёного осьминога.
- Ребята, кто самый смелый и самый сообразительный в ваших командах? Кто отвечает за всех вас?
Пират:- Конечно, это ваши капитаны. А теперь пришла пора сразиться и им. Учёный осьминог приготовил вам сложные задания.
Капитаны подходят к пирату, он по очереди задаёт им вопросы, слушает ответы, переспрашивает, уточняет и т.д.
Если один капитан не справляется, то вопрос переходит к другому.
Пират:
- В какое время дня нужно делать зарядку?
- Сколько раз в день и когда надо мыть руки?
- Каких «невидимок» мы удаляем с кожи, когда моемся?
- Закалённый человек. Какой это человек?;
- Как избежать перегрева и переохлаждения?
- Что такое загар?
- Что вы захватите, собираясь на пляж?
- В какое время дня и сколько времени можно загорать на солнце?
- Какие вредные вещества содержатся в табачном дыме?
- Что такое активный отдых?
- Отчего портится осанка человека?
- Как правильно читать, чтобы сохранить зрение?
Учитель:- Молодцы!
Жюри оценивает ответы капитанов. Звучит музыка
4. Правила закаливания.
Учитель:- Ветер крепчает. Впереди по курсу нашего корабля остров, у берегов коварные течения. Надвигается шторм. Наверное, владыка морей Нептун нами недоволен.
Пират:- Ого! Нам послание! (Пират разворачивает и читает)
- Ничего не понимаю…… Оно не закончено.
- Если хочешь быть здоров…. – А дальше то что?
Учитель:- Зато ребята, думаю, поняли.
- Кто сможет закончить фразу? Если хочешь быть здоров…
Ученики: - Закаляйся!
Учитель:- Молодцы! Один из секретов здоровья и долголетия – закалённое тело.
Пират:- Закаляться? А зачем?
Ученики:- Это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть.
Учитель:- Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определённых правил. Каких?
Ученики: (подготовленные сообщения команд)
- Первое правило – закаливание нужно проводить постоянно. Закалять организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур.
- Другое правило – закаляться надо постепенно.
- Встав рано, в одно и то же время, нужно открыть форточку и сделать зарядку. После зарядки приступить к водным процедурам.
- Начинать следует с простого – обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды. Через месяц можно перейти к обливанию или душу. Температуру воды понижают постепенно.
- Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной.
- Начинают с минимальной температуры, постепенно доводя её до максимальной.
- Одновременно необходимо постепенно переходить на более лёгкую одежду, не кутаться, чаще бывать на свежем воздухе, заниматься спортом
Учитель:- Молодцы! Давайте и мы с вами проведём небольшую музыкальную разминку.
Звучит музыка (Волшебники Двора «Хорошее настроение»). Дети каждой команды проводят разминку.
Учитель:- Посмотрите, буря утихла. Своими правильными ответами вы умилостивили владыку моря. Думаю, и с его заданиями справитесь также легко.
Пират раздаёт командам листы с заданиями (см. приложение 3).
Жюри оценивает сообщения и ответы команд.
Звучит музыка.
5. Пословицы о здоровье.
Учитель:- Ребята, цель нашего путешествия близка. Смотрите, на горизонте виден остров. Чтобы сойти на берег, надо вспомнить пословицы о здоровье.
Дети называют пословицы. Жюри оценивает ответы команд.
Учитель:- Молодцы! Но наш остров безымянный, давайте придумаем ему название. (Обсуждение, выбор лучшего)
Дети предлагают названия, объясняют. (Остров Здоровья, Здоровейск и т. д.)
V. Итог мероприятия.
Учитель:- Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Как вы понимаете смысл этого изречения?
Ученики:- Если вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом, не иметь вредных привычек, то и болеть не будешь.
Пират:- Ну, наконец-то, я близок к цели! Именно на этом острове свирепый капитан Чёрная Борода спрятал сокровища!
- Так, 10 шагов на север, 3 шага – на запад и 20 на северо-восток. Где же, где они?
Пират отсчитывает шаги, определяя направление по компасу, находит ларец.
Пират:- Ларец пуст!
Учитель:- Не отчаивайтесь, капитан! Давайте на этом острове оставим для других свои сокровища: посадим Дерево здоровья.
- Настоящее дерево, если оно могучее и крепкое, может противостоять ветрам, морозам и засухам. Так и наше здоровье поможет нам пройти через все жизненные невзгоды.
- Каждый лист дерева будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут ветви “Я могу”, “Я хочу”, “Я буду”.
- Напишите на листочках правила здоровья. Создайте в команде Дерево здоровья.
Дети заполняют листочки.
Например: Чтобы быть здоровым, я буду делать зарядку (есть полезную для здоровья пищу, закаляться и т.д.)
Каждая команда зачитывает и прикрепляет листья на ветви дерева.
Жюри оценивает ответы команд.
VI. Подведение итогов.
Учитель:- Вот и закончилось наше путешествие. Попросим жюри подвести итоги.
Подведение итогов. Награждение команд и лучшего участника
VII. Организованный конец.
Пират:
- Ухожу я, до свидания,
Что же вам ещё сказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать!
Приложение 1. Кроссворд
1 | з | а | к | а | л | и | в | а | н | и | |||||||
2 | з | а | р | я | д | к | а | ||||||||||
3 | с | п | о | р | т | ||||||||||||
4 | р | е | ж | и | м | ||||||||||||
о | |||||||||||||||||
5 | в | и | т | а | м | и | н | ы | |||||||||
ь | |||||||||||||||||
6 | п | и | т | а | н | и | е |
Приложение 2. Вопросы к кроссворду.
1. Приучение организма к природным факторам: солнцу, воде, воздуху, которое можно осуществлять путём обтирания, обливания холодной водой, приёмом солнечных ванн. (закаливание)
2. Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна ………..(зарядка).
3. Он нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам даёт!
Он нам мышцы развивает,
На рекорды нас зовёт! (спорт)
4. Стать здоровым ты решил
Значит, выполняй ……….(режим)
5. Советуем помнить, ходя по магазинам,
Не сладости ищите, ищите …………….(витамины).
6. Чтоб здоровым быть, учтите вы заранее
Что всем необходимо полезное ………..(питание).
Приложение 3. Закаливание.
Выберите правильный ответ:
1) Вы решили закаливать свой организм. С чего начнёте?
а) Посоветуетесь с врачом и родителями.
б) Начнёте обливание холодной водой всего тела.
в) Будете купаться на реке, пока не замёрзнете.
2) В какое время года лучше всего начинать закаливание?
а) Зимой. б) Летом. в) В любое время года.
3) Расставьте процедуры закаливания в правильной последовательности:
Умывание холодной водой лица.
Купание в водоёме.
Растирание до пояса варежкой с холодной водой.
Контрастный душ.
Обливание тела водой
4) Кто такие «моржи»? Можно ли без подготовки купаться зимой в водоёме?
Приложение 4. Маршрутный лист
Команда | Баллы | Дополнительные баллы |
Рифы кроссвордов | ||
мыс Чудесных находок | ||
Конкурс капитанов (вопросы Учёного осьминога) | ||
Задания Нептуна (правила закаливания) | ||
Дерево здоровья | ||
Итог |