Игровая программа
Наша дружная семья!
Кузнецова Ольга Васильевна
1.Пояснительная записка.1.1. Тематическое направление.
Духовно-нравственное воспитание.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Тема данного мероприятия «Игровая программа «Наша дружная семья!» выбрана не случайно, так как в современном обществе наблюдается снижение родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка, отсутствие заинтересованности в совместной творческой деятельности с ребенком. Поэтому воспитательное мероприятие направлено на создание единого воспитательного пространства: школа – учащиеся – родители. Совместная деятельность всех участников воспитательно- образовательного процесса способствует улучшению детско-родительских отношений и формированию навыков эффективного взаимодействия в системе «родитель-ребёнок» и «родитель-педагог». Семейный праздник направлен на сохранение и развитие семейных ценностей и традиций, помогает увидеть, что семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Мероприятие ориентировано на учащихся младшего школьного возраста (2-3 класс; 8-10 лет) и их родителей.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Воспитательное мероприятие «Игровая программа «Наша дружная семья!» имеет важное значение в системе работы классного руководителя. Оно способствует развитию духовно-нравственного и семейного воспитания.
Игровая программа является частью плана воспитательной работы классного руководителя и проводится в мае накануне Международного дня семьи, который отмечается 15 мая.
1.5. Цели, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель воспитательного мероприятия: организация семейного досуга, направленного на сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.
Задачи:
- формирование у учащихся представления о семье, семейных ценностях и традициях;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- развитие доверительных отношений между детьми и их родителями;
- повышение активной деятельности родителей в жизни класса и школы.
Планируемые результаты:
Личностные:
Применять свои знания и реализовывать в процессе выполнения заданий с учётом своего эмоционального состояния и чувства; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Регулятивные:
Под руководством учителя планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные:
Извлекать, отбирать и анализировать информацию, устанавливать связи между изучаемым материалом и жизненным опытом, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли, воспринимать другие мнения и формулировать собственное.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Учитывая психолого – педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста, воспитательное мероприятие проводится в форме игровой программы с элементами соревнования, в которой принимают участие семейные команды.
1.7. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения результатов используются:
-педагогические технологии: игровая технология, технология сотрудничества, информационная технология.
-методы и приемы: словесные (беседа, рассказ, обмен мнениями); наглядные (слайдовая презентация, рисунки и фотографии, карточки - задания); организационные (создание и решение проблемных ситуаций, задания, конкурсы, эстафеты); социологические (вопросы-ответы,); воздействие на чувства и сознание (эмоциональное заражение, пример).
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Для проведения мероприятия необходимы:
- кадровые ресурсы: классный руководитель – ведущий;
- методические ресурсы: методические материалы для разработки конспекта и организации воспитательного мероприятия;
-материально-технические ресурсы: классный кабинет; мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение, презентация, колонки; парты и стулья для команд и зрителей; оформление кабинета; музыкальное сопровождение (песни о семье);
-информационные ресурсы: анонс в чате класса, приглашения для семей.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Проведение данного мероприятия может быть приурочено к празднику Международному дню семьи, или к другим семейным праздникам.
В кабинете может быть оформлена выставка рисунков учащихся и фотовыставка на тему «Моя семья». Перед началом праздника можно включить музыкальные произведения о семье.
2.Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Перед проведением воспитательного мероприятия классный руководитель проводит с детьми беседу на тему «Наша дружная семья», дает задание нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Моя семья» для оформления кабинета. Создает презентацию о семьях, готовит карточки – задания для семейных команд.
В день проведения оформляет кабинет, организует столы для команд, жюри, посадочные места для зрителей и болельщиков.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Ход мероприятия.
Звучит аудиозапись песни «Гимн Семьи» (сл. и муз. - Илья Резник). Слайд – шоу с фотографиями семей учащихся класса.
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Мы говорим вам: «Здравствуйте!», чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы говорим вам: «Благости!», чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы говорим вам: «Радости, любви, удачи и везенья!»,
Чтоб пожелать сегодня вам прекраснейшего настроения!
Сегодня нашу встречу мы посвятим … Чему? Узнайте, разгадав этот ребус – загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья окружает каждого из нас с первых минут нашего рождения. Если нам стало трудно, если с нами случилось несчастье, кто даст мудрый совет, кого мы попросим о помощи и защите? Конечно же, это наши родные: мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры – наша семья, наши самые близкие и дорогие люди.
Международный праздник День семьи отмечают 15 мая. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. В нашей стране ежегодно 8 июля отмечается Всероссийский День семьи, любви и верности. Символично, что впервые День семьи отмечали в 2008 году, который был объявлен годом семьи.
1. Приветствие семейных команд « Наша дружная семья».
Ведущий: Команды, давайте поближе познакомимся. Каждая команда подготовила свое приветствие.
Наша дружная семья …. Нас … человек. Мама … Папа … Сын (дочь) … Наше любимое семейное занятие… |
Ведущий:
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я
Какая же у нас семья?
(6 человек – дедушка и бабушка, папа и мама, сын и дочь.)
3. Конкурс «Семейная мудрость».
Ведущий: в семье есть традиция – делиться мудростью старшим с младшими. Пословица - это мудрое высказывание, дошедшее до нас с давних времен. Каждой команде нужно составить из данных слов пословицу о семье и объяснить ее смысл. За правильное выполнение команда получает балл.
1. Дерево без семьи без плодов что человек. (Человек без семьи, что дерево без плодов.) |
2. Семья холодно – ней печка: как, собираются все к. (Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.) |
3. Страшна дружна где семья , не беда. (Где семья дружна, не страшна беда.) |
4. Семья на душа месте вместе – вся . (Семья вся вместе – душа на месте.) |
5. На что лад в семье, коли клад. (На что клад, коли в семье лад.) |
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой,
На первой странице оно в букваре,
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе..
Шепни его тихо, скажи его звонко.
Главное слово любого ребенка – … (мама)
4. Конкурс « Семейные секреты».
Ведущий: для участия в конкурсе приглашаются мамы с детьми. Мама и ребенок получают карточки с вопросами. Мама должна ответить письменно. Если ребенок отгадает, что написала мама на листочке, семья получает балл.
Вопросы маме: Ваш любимый цвет? Ваш любимый цветок? Как вы ласково называете сына (дочь)? Ваше любимое время года? Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше получается? |
Ведущий: в семье есть традиция - петь душевно песни. Для каждой команды музыкальный вопрос, в котором спряталось краткое содержание песни. Если команда дает верный ответ на вопрос, то получает балл, а если еще и споет песню, то балл удваивается.
1. Песенка о голубом транспорте, который катится с верой в лучшее.
(«Голубой вагон»)
2. Песня о чудо – острове, где счастливы есть бананы и кокосы.
(«Чунга - чанга»)
3. Песенка о том, как хорошо живет герой, если не худеет.
(«Хорошо живет на свете Винни Пух»)
4. Песня о празднике, который бывает только раз в году.
(«Песенка Крокодила Гены»)
5. Песня о том, как хорошо путешествовать в дружной компании.
(«Ничего на свете лучше»)
Ведущий: послушайте стихотворение О. Чусовитиной.
Может он в футбол играть,
Может книжку мне читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший… (папа)
6. Конкурс для пап «Семейное чтение».
Ведущий: есть в семье такая традиция – читать вместе книги. Для участия в конкурсе приглашаются папы с детьми. Они должны отгадать сказку по описанию. Если сказка угадана, то семья получает балл. Дополнительный балл можно заработать, если будет назван автор.
1.В какой сказке один долго – долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, похищает молодую, красивую девушку с целью вступления с ней в брак? Другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает и пресекает секрет этого долголетия, а с девушкой вступает в брак? (Царевна – лягушка. Русская народная сказка). |
2.В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины? Об устранении более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимо больших затратах на погребение, о неиспользуемом, к сожалению, в медицине, средстве реанимации? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. АС Пушкин). |
3.В какой сказке личность, со всех сторон серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? (Красная шапочка. Ш Перро). |
4.В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду», и присвоило заработную плату трудящегося? Последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения. (Сказка о попе и работнике его Балде. АС Пушкин). |
5. В какой сказке потерянный предмет обуви помог девушке обрести личное счастье? Ее с утра до вечера эксплуатирует неродная семья. На транспортном средстве, состоящем из овоща и мелких грызунов, она прибывает на главную танцевальную вечеринку королевства. (Золушка. Ш Перро) |
Ведущий: в семье принято самые сложные дела выполнять сообща, складно. Команды должны составить стихотворение на тему «Воскресенье в семье», рифмовать нужно слова, написанные на карточках.
охота – забота сынок – каток дочь – не прочь скамейка- семейка одна – у окна |
Ведущий: в семье есть традиция – говорить от всего сердца, от всей души добрые слова. Передавая соседу это сердечко, сердечно говорим ему комплимент. (Игра начинается с ведущего и завершается комплиментом ведущему).
9. Подведение итогов.
Ведущий:
Все конкурсы остались позади,
И победителей определят очки,
А вы, друзья, наверное, давно уж догадались,
Что здесь команды дружные соревновались.
(Подведение итогов. Награждение победителей.)
10. Рефлексия.
Ведущий: прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте это себе представить: «Руки над головой пальцы соединены - это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому, глаза – вниз покой дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза прямо – свет дому.»
Ведущий: наша встреча подходит к концу. Великий русский писатель Л. Н. Толстого когда – то написал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Бесспорно, для полного счастья каждому человеку необходимо быть счастливым дома, в своей семье и приносить счастье своим близким.
В семье, где все заботятся друг о друге, никто и никогда не забудет о днях рождения своих близких. В такой семье каждый знает: чтобы ни случилось, он всегда сможет рассчитывать на помощь и поддержку своих родных.
Это и есть счастливая семья!
Звучит аудиозапись песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского).