Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС

Шпакова Екатерина Анатольевна
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования.
 Внеурочная образовательная деятельность - деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности». Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобрела статус « образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования. Согласно ФГОС на внеурочную деятельность отводится 10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
       Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально- педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно- трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающими и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций
Вся система внеурочной деятельности призвана предоставить обучающимся возможность  свободного выбора кружков, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.
Разнообразие видов и форм внеурочной деятельности предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
      Мы используем следующие методы изучения социального запроса: анкетирование родителей обучающихся; проводим опрос на родительских собраниях. В результате класс реализует направления внеурочной деятельности по индивидуальному маршруту, исходя из-за возможностей и направленности воспитательной работы ОУ, плана воспитательной работы класса.
Формы организации внеурочной деятельности отличны от урока (кружки, секции, экскурсии и т.п.). Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, дополнительного образования, группы продлённого дня.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено в программе «Земля-наш общий дом». Эти занятия, направлены на духовно-нравственное развитие учащихся. Воспитываются патриотические чувства, происходит развитие готовности к нравственному поведению.
Социальное направление предполагает организацию и проведение коллективных творческих дел, социальных акций. Это инициативное участие детей в социально значимых делах, организованных взрослыми, что способствует формированию у младших школьников позиции активного члена гражданского общества, развитию нравственной позиции, социальной активности, потребности в саморазвитии. Эти занятия направлены на развитие творческого потенциала детей, приобщение к искусству и культуре через общение с природой, расширение представлений об окружающем мире в процессе практической деятельности, наблюдений, экскурсий. Занимаясь в этом кружке, дети развивают эстетический вкус, у них формируется чувство цвета, развивается воображение, внимание, память, умение создать образ и творчески его реализовать, воспитывается любовь к природе, родному краю, Родине. На кружке учащиеся изготавливают поделки из природного материала, которые украшают школьные выставки, а также принимают активное участие в городских, районных и областных конкурсах.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено кружками « Лукошко народной мудрости», «Геометрия-вокруг нас», «Занимательная грамматика», «Счастливый английский». Предлагаемый факультатив «Геометрия-вокруг нас» предназначен для развития математических    способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Занимательная грамматика» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Учащиеся создают свои первые проекты, с которыми принимают участие в конкурсах. Занятия направлены на формирование и развитие логического мышления пространственного воображения в оптимальные сроки, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, формирования навыков работы с различными исполнителями. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах.
Ведущие формы деятельности: викторины, познавательные игры и беседы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, конкурсы), предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружком – студией «Театр» - занятия направлены на формирование устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала учащихся для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове. Занятия по художественному чтению и актёрскому мастерству развивают у детей выразительность речи, эмоциональную сферу и образное мышление, раскрепощают их личность, воспитывают уверенность в себе, формируя основы мировоззрения и нравственных представлений. Реализация программы обеспечивает включенность детей в разнообразную реальную социально значимую деятельность, ориентирует обучающихся на практическое применение полученных знаний и умений в различных сферах жизни.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности представлено кружком «Олимпийские надежды»
Цель - формирование мотивации к занятиям физической культурой, привитие ценностей ЗОЖ, формирование умений и навыков саморазвития и самосовершенствования. Программа оптимизирует физическое воспитание детей младшего школьного возраста для сохранения и укрепления здоровья, воспитания физических качеств.
Спортивные часы проводятся еженедельно, при хороших погодных условиях – на свежем воздухе. Они направлены на укрепление здоровья учащихся.
В процессе прохождения курса проектной деятельности « Я- исследователь» были сформированы умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Внеурочная деятельность ставит ряд задач:
развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
 расширение рамок общения в социуме.
 
   Основными принципами, которыми должен руководствоваться педагог, при осуществлении ВД должны быть:
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Единство обучения, воспитания, развития.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности является  прочным фундаментом дальнейшего развития.
В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.
Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!
 
Список литературы
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. –М.: Просвещение, 2009. -39 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образование.[Текст]/Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. -М.,2011г.
3. Асмолов ,А. Г. Бурменская, Г. В. Володарская ,И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в на­чальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.[Текст]/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская .- 3-е изд. - М., 2011г.
4.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. М., 2005.
5. Воронцов, А.Б. Заславский, В. М. Егоркина, С. В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя .[Текст] / А.Б.Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. - 4-е изд. - М., 2012г .
6. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.[Текст]/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. ,2010г.
7. Степанова, Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: совре­менные идеи и технологии: сб. метод, разработок .[Текст]/ Е.Н.Степанова. – М., 2010г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»