Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика организации экскурсии у младших школьников

Песчанская Елена Александровна
Развитие познавательной сферы и наблюдательности младших школьников – одна из самых важных направлений в организации внеурочной деятельности младших школьников. Одной из самых распространённых форм активизации познавательной деятельности и развития наблюдательности у младших школьников является экскурсия. Под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Дети убеждаются в единстве и разнообразии природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
1.1.Сущность природоведческой экскурсии в младшем школьном возрасте
Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворно влияет на развитие наблюдательности, эстетических чувств, и впоследствии это влияние сказывается на творческой деятельности человека и его отношение к окружающей природе. Наблюдая, сравнивая, обдумывая, младший школьник одновременно развивает свое мышление и речь.
Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы показать объекты природы, расширить знания учеников, об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, сделать каждого ученика активным и сознательным участником мероприятий по рациональному использованию, охране и воспроизводству природных богатств.
Природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, ее объектами являются предметы и явления природы: лес с его растительным и животным миром, реки, озера, моря и другие водоемы; формы земной поверхности: горы, равнины, холмы и овраги, растения и животные в среде их обитания; явления природы: восход и заход солнца, облачность, сезонные явления природы и т.д. 
1.2. Направления экскурсионной деятельности у младших школьников.
    Экскурсия в осенний парк «Разноцветная природа».
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.
Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.   
    Экскурсия «Осень - прекрасная пора!»  
На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.  
    Экскурсия в парк «Природа готовится к зиме».
Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?
Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?
Почему нет ярких цветов?
Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? – «По кругу».      
   Экскурсия «Природа просыпается».
Цель: наступление весны - смена условий существования.
С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия". 
2. Методические особенности организации экскурсий для  младших школьников
2.1. Организация познавательной деятельности младших школьников на экскурсии.
Экскурсия как форма работы предполагает выход с детьми за пределы школы. Поэтому экскурсия требует от учителя больших усилий, чтобы установить порядок. Надо прежде всего установить границы пространства, в пределах которого будет проходить экскурсия.
Экскурсия в начальной школе должна проходить на свежем воздухе. Опытные учителя всегда имеют запасной вариант экскурсии с учетом дождя, сильного ветра, мороза. Они должен умело использовать различные укрытия, более удобные маршруты, места для остановок. Не надо спешить в школу, а надо как можно дольше побыть с детьми на свежем воздухе.
Готовясь к экскурсии, надо заранее продумать приемы показа экскурсионного объекта. Знакомство с ним должно вызвать у учащихся чувство удовлетворения и восхищения.
Перед началом экскурсии учитель сообщает ребятам, каких норм поведения он от них ожидает:
- Не следует бегать и кричать. Учащиеся должны понять, что изучение мира живой природы отличается от прочих занятий. Чтобы полностью сконцентрироваться на объектах и звуках окружающего мира, надо научиться ходить медленно и разговаривать спокойно.
- Нельзя нарушать покой растений и животных. Во время экскурсии не следует: рвать листья и траву; наступать, если это возможно, на растения; каким-либо иным способом причинять вред окружающей среде. Нельзя беспокоить животных в местах их обитания. Дотрагиваться до объектов живой природы можно только с большой осторожность. Растения могут иметь скрытые шипы и колючки, насекомые могут жалить. Не допускается совать руки в места, недоступные взгляду или плохо просматриваемые.
- Собирать природные материалы можно только по указанию учителя. У учащихся часто появляется желание взять с собой все свои находки. Учитель объясняет, насколько важно оставить природу в неприкосновенности.
- Нельзя пробовать находки на вкус. Учащиеся должны осознать, что они могут рассматривать природные объекты, осторожно нюхать их, но ни в коем случае не пробовать на вкус.
Важно отметить, что не следует превращать экскурсию в урок под открытым небом с длительным опросом по пройденному материалу. Все знания дети получают на основе непосредственного восприятия природы.
Необычные упражнения или неторопливая прогулка, проводимая не вполне обычным образом, помогают сосредоточить внимание ребят на многих сторонах мира живой природы (Дж. Хассард).
1. Ходьба, глядя вверх
Учащимся надо медленно идти вперед, глядя в небо. Через каждые несколько шагов разрешается мельком поглядеть вниз, чтобы проверить, где они находятся. По дороге им придется отвечать на следующие вопросы:
Рассмотрите то, что вверху. Немного повертите головой.
Что вы видите?
Не движется ли там что-нибудь?
Если да, то почему?
Видите ли вы листья деревьев? Какого они цвета?
Различаете ли вы их форму?
Есть ли гнезда на верхушках деревьев?
Можете ли вы видеть между листьями и ветками чистое небо?
Какого цвета небо? Видите ли вы облака?
Не кажется ли вам, что они движутся?
2. Идем и слушаем
При выполнении этого упражнения руки помогают слушать. Учащиеся сжимают пальцы в кулак и разгибают по одному каждый раз, когда слышат какой-либо звук. Идти надо очень тихо, не разговаривая, иначе трудно прислушиваться. Некоторое время ребята идут и слушают, затем они образуют круг. Каждый показывает количество пальцев, соответствующее количеству услышанных звуков.
Задаются следующие вопросы:
Назовите некоторые из звуков, которые вы услышали.
Что было источником тихих звуков? Резких звуков?
Какие звуки имели природное происхождение, какие нет?
Из всего разнообразия услышанных вами звуков какие вы предпочли бы слышать у вашего дома?
А какие звуки – за окнами класса?
3. Ходьба задом наперед
Сначала учащиеся проходят выбранный участок местности обычным способом, внимательно осматривая все, что спереди, сверху, по сторонам. После описания того, что они увидели, учащиеся разворачиваются и медленно идут спиной, поворачивая голову в направлении ходьбы через каждые несколько шагов, чтобы проверить, где они находятся, а также смотрят вверх и по сторонам.
Вопросы для обсуждения:
Что вы видите?
Видите ли вы то, чего не заметили, когда шли обычным образом?
Теперь, когда вы передвигаетесь необычным образом, выглядит ли это место по-другому?
4. Глиняные отпечатки
Учащиеся изготавливают отпечатки предметов природного происхождения, чтобы продемонстрировать красоту и симметрию листьев, плодов, коры, древесины, веточек. Они делают из куска глины или пластилина плоскую пластину, кладут на нее какой-либо предмет природного происхождения, крепко прижимают, а затем осторожно удаляют. Получается отпечаток. На одной пластине можно сделать несколько отпечатков различных предметов. Если используется пластилин, то по поверхности пластины надо предварительно провести мокрой тряпочкой, чтобы предмет, отпечаток которого берется, не прилип к ней. Если используется глина, то в пластине перед снятием отпечатков нужно проделать отверстие, чтобы готовый отпечаток после просушки в течение нескольких дней можно было повесить на стену. Несмотря на хрупкость, готовое изделие может долго храниться.
5. Копии листьев
Учащиеся находят по три-четыре листка различной формы, аккуратно кладут их прожилками вверх, закрывают бумагой и боковой стороной грифеля натирают ее поверхность, стараясь, чтобы не было пропусков. Предлагается поэкспериментировать с различными листьями и грифелями разных цветов, чтобы получились необычные сочетания цветов и форм.
6. Движения в природе
Учащиеся инсценируют события, происходящие в природе, представив себя растениями или животными.
Вот несколько идей:
- приходит буря и раскачивает деревья;
- семена прорастают, прокладывают себе путь через почву и превращаются в цветы;
- бабочки пьют нектар, перелетая с цветка на цветок;
- муравьи тащат к себе в муравейник тяжелый груз;
- птицы с помощью клювов и коготков вылавливают среди прелых листьев и веток насекомых;
- бельчата свернулись клубочком в теплых уютных дуплах, устланных листьями.
7. Поведение животных
Учащиеся садятся в кружок. Задумывают какое-либо существо, по очереди выходят в центр круга и разыгрывают его поведение. Остальные должны угадать, кого им представляют.
Заключительный (послеэкскурсионный) этап охватывает воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, обобщение и систематизацию приобретенных знаний, на развитие познавательного интереса и творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных детьми от общения с природой.
Этому способствует совместный разбор и размещение принесенного природного материала во внеучебное время. Каждая экскурсия оформляется в виде отчета, плаката, стенда, специального номера стенгазеты, рисунков, коллекций, сочинений, альбомов, наглядных пособий. Эти материалы используются на последующих уроках.
Экскурсия может послужить основой для проведения внеклассной работы: внеклассного чтения, выполнения общественно полезных работ (озеленение школы, помощь в сельскохозяйственных работах, природоохранные акции), встреч с передовыми людьми на производстве, тематических вечеров.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»