Технологическая карта занятия
Что главное в человеке?
Кривогина Инна Анатольевна
Цель: Формировать у детей представление о нравственном понятии "совесть".Задачи:
- Образовательные
- Развивающие
- Воспитательные
Этапы | Деятельность | Оборудование урока | Планируемый результат | |
Педагога | Учащихся | |||
|
- Ребята, назовите главные ценности нашей жизни. -Представим себе, что у нас есть все: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. -Все для человека. А вот о том, каким должен быть сам человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы. |
Дети озвучивают свои версии. Индивидуальная работа. | Слайд 1."Что самое главное в человеке?" |
Умение актуализировать знания. |
|
Воспитатель читает стихотворение. Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их поднявши веки: Что главное, скажите в человеке? Конечно Разум - первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил:- Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу, Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: - Как вы думаете, что считал главным третий мудрец? -Запишите. -А теперь сравним ваш ответ с ответом мудреца. Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека - Совесть! |
Читают качества, которые посчитали главными, анализируют, сравнивают, находят совпадения. Коллективная работа. Свертывание информации. Выбирают одно качество. | Слайд 2. Разум Слайд 3. Воля У каждого ребенка лист бумаги. |
Умение анализировать,обобщать информацию. |
|
- Как вы понимаете, что такое" совесть"? -Чтобы лучше понять, что такое совесть, давайте вслушаемся в слова, которые живут в этом слове. -Составьте из букв данного слова другие слова и запишите их на листе. -А теперь попробуем установить ассоциативные связи. |
Ученики дают свои варианты ответов. Записывают получившиеся слова. |
Слайд 4. Слово "Совесть" Слайд 5. Слова: совет, весть, сеть, есть, свет, вес, sos, вето. |
Умение устанавливать ассоциативные связи. |
4.Работа со словарем, введение новых понятий. |
-А сейчас послушайте, как в толковом словаре В.И.Даль пишет об этом слове. -Давайте разберем это высказывание. -Что такое тайник? -Что такое душа? -Скажите, а как в нас отзывается каждый поступок? Приведите в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и расскажите, что вы чувствовали? -Итак, мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в жар, он краснеет, значит у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться. |
Ребята читают высказывание вслух. Ответы детей. |
Слайд 6. Высказывание В.И.Даля Слайд 7. Тайник Слайд 8. Душа |
Осмысление понятий. Умение формулировать и высказывать свои мысли. |
5.Просмотр короткометражного детского фильма | -Давайте посмотрим историю о поступке одного мальчика и побеседуем о нем. -Понравился вам фильм? -Правильно ли поступил мальчик? -Какие чувства он испытал сначала, а какие потом? -Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро читать или решать трудные задачи тоже нужна тренировка, а как пробуждать в себе чувство совести? |
Дети смотрят фильм "Я - твоя совесть." Устно отвечают на вопросы. Формулируют вывод. |
Интерактивная доска | Умение аргументировать свою точку зрения. Умение говорить правду, признавать свои ошибки, просить прощение (чтобы не мучила совесть). |
6.Творческая работа | - Издавна люди думали о том, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть. -Соберите пословицы, и вы узнаете, как звучит народная мудрость. |
Ученики выполняют творческое задание, затем афишируют выполненную работу (по желанию). |
Слайд 9. Рассыпанныепословицы Слайд 10. Собранные пословицы |
Умение творчески обобщать и интерпретировать полученную информацию. |
7. Демонстрация опыта | - Что же происходит с нами, когда внутри нас вспыхивают различные чувства? -Давайте представим, что нитки - это те чувства, которые в нас живут. Зажигаю спичку и подношу к фигуркам. Нитки загораются. -Совесть, как вода: холодная, прозрачная, чистая .Она гасит пламя, не давая разгореться страстям.(Обливаю первую фигурку водой, и пламя гаснет). -Но ложь, зависть, обман, злоба - чувства скользкие, как масло, они лишь разжигают наши чувства, касаясь нашей души, и превращают все светлое, радостное, чистое в пепел. Когда злоба и зависть переполняют нас, мы выплескиваем все наружу: кричим, ссоримся, оскорбляем других людей. |
Дети высказывают предположения (внутренняя борьба, мучает что-то, гнетет, беспокойство, смятение, тревога, страх). Смотрят демонстрируемый опыт. |
На столе стоят две фигурки человека, опутанные нитками, спички, вода, масло, | Умение осмыслить увиденное и услышанное и сделать правильный вывод. |
8.Подведение итога Рефлексия |
-Выбирайте сами, что лучше: Сказать правду - поступить по совести и сохранить чистоту души или Соврать (может быть,никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется пепел (показываю на сгоревшие нитки). -Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открыли истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. -Поделитесь теми впечатлениями, которые у вас возникли во время сегодняшнего занятия и сделайте для себя вывод. |
Учащиеся по желанию высказываются. | Умение сделать правильный вывод. Умение рассказать о самом важном и значимом. |