Интеллектуальные игры как способ формирования учебной мотивации
Мосунова Виктория Витальевна
Помните ли вы, кому принадлежит знаменитая фраза «Вся наша жизнь! Игра!»? Эти слова принадлежат герою романа «Пиковая дама» Александра Пушкина инженеру Геману. Это произведение по школьной программе изучается в 8 классе. И заставить школьника прочитать его раньше, классе в 7-ом не просто. Но как показал, наш эксперимент, возможно. Недавно ребятам, которые посещают школьный интеллектуальный клуб по спортивному «Что?» Где? Когда?», был задан вопрос – «Кто является автором фразы «Вся наша жизнь игра!» Было понятно, что они не ответят на этот вопрос. На тот момент в команде были учащиеся 5-7 классов. Версий было довольно много, звучали и режиссер, проекта и продюсер Константин Эрнст. Но правильной версии не было. После того, как ребята бурно обсудили все возможные версии и дали неправильный ответ, был озвучен автор строк. Так же учитель добавил, что на городских интеллектуальных турнирах часто встречаются вопросы по этому произведению. Ребята возмутились, поспорили и разошлись по домам. А на следующий день они пришли в библиотеку за «Пиковой дамой». Не все, лишь несколько человек. Но даже такой результат эксперимента – это победа.
Интеллектуальная командная игра – в какой бы форме она не была представлена, всегда хороший способ мотивировать учащихся на освоение знаний, выходящих за рамки основной программы. В частности к чтению классической и современной художественной литературы. Эта мотивация основана на стремлении быть лучше, сильнее, которые присущи большинству школьников. Безусловно эти качества характера у каждого ребенка развиты по-разному. У кого-то сильнее, у кого-то слабее. Но даже те дети, кто имеет флегматичный склад характера, очень быстро заражаются командным азартом в процессе самой игры. Здесь уместно будет вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сегодня в нашем лицее практика проведения интеллектуальных игр стала традицией. И этими играми охвачены все возрастные категории. Мы разделили обучающихся на возрастные группы: 1-2 классы, 3-4 классы, 5-8 классы, 9-11.
Для учащихся 1-2 классов ежегодно осенью мы проводим литературные викторины (осенние и весенние) посвященные писателям-юбилярам и фольклорным произведениям. Основная цель осенних мероприятий - вызвать у детей интерес к чтению, познакомить их с новыми авторами, показать, что учение может быть увлекательным и азартным. Весной к окончанию учебного года среди учащихся этого же возраста проводим интеллектуальную командную игру «Своя-игра» по народным и авторским сказкам.
Для учащихся 3-4 классов дважды в год мы проводим «Литературный брейн-ринг». Задумка проста: выбирается произведение вне школьной программы и предлагается к прочтению. Для каждого класса печатается приглашение, с указанием темы игры и условий участия.
Класс должен сформировать команду из 6 человек, выбрать название и индивидуальный стиль. То есть Брен-ринг - это не просто соревнование на лучшее знание и понимание текста, произведение должно быть проработано довольно глубоко. Сама игра проходит очень напряженно. Как в настоящем брейн-ринге, команды садятся за столы и нажимают на кнопки, чтобы получить право на ответ. И не всегда побеждает тот, кто знает текст лучше. Здесь важна командная работа.
Когда мы провели такую игру впервые, успех был колоссальный. Как отметили классные руководители, при подготовке ко второй игре ребят, которые прочитали произведения стало намного больше - каждый хотел войти в состав команды и побороться за переходящий кубок.
Когда ребята оканчивают 4-й класс и переходят в 5-й мы предлагаем им уже другие формы интеллектуальных игр. Среди учащихся 5-9 классов проводится школьный турнир по спортивному «Что? Где? Когда?». От классической игры эта форма отличается тем, что играет не она команда знатоков с командой зрителей, а знатоки соревнуются друг с другом.
Мы разделили учащихся на две лиги – младшая 5-6 классы, и старшая 7-8 классы. Один игровой сезон – это три турнира. В каждом турнире команда набирает очки за правильные ответы. Победитель определяется по сумме очков за три турнира и получает переходящий кубок.
Среди этой возрастной группы мы также практикуем брей-ринги. Но уже не литературные, а тематические. Например, в прошлом году библиотекари совместно с кафедрой истории провели Исторический брейн-ринг среди 6-х классов. Очень интересная, азартная и напряженная вышла игра!
И последняя возрастная категория – обучающиеся 9-11 классов. Для ребят старшего возраста мы предлагаем тематические квесты, приуроченные к календарным датам: праздникам, юбилеям писателей. Последняя такая игра - интеренте-квест, по творчеству Михаила Лермонтова. В 2019 году писателю исполнилось бы 205 лет.
Главная цель, которую мы ставим, организуя интеллектуальные игры среди учащихся - сформировать учебную мотивацию. И как показывает практика, мы добиваемся результатов. С каждым годом интерес к подобного рода мероприятиям увеличивается. Школьник ждут и готовятся к турнирам с удовольствием. В прошлом мы проводили выездной Литературный брейн-ринг для младших школьников 608-ой школы Кировского района.
Сегодня я перечислила далеко не все формы интеллектуальных игр, которые можно использовать как способ мотивации школьников к обучению. Вариаций и форм этой работы может быть огромное множество.
Интеллектуальная командная игра – в какой бы форме она не была представлена, всегда хороший способ мотивировать учащихся на освоение знаний, выходящих за рамки основной программы. В частности к чтению классической и современной художественной литературы. Эта мотивация основана на стремлении быть лучше, сильнее, которые присущи большинству школьников. Безусловно эти качества характера у каждого ребенка развиты по-разному. У кого-то сильнее, у кого-то слабее. Но даже те дети, кто имеет флегматичный склад характера, очень быстро заражаются командным азартом в процессе самой игры. Здесь уместно будет вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сегодня в нашем лицее практика проведения интеллектуальных игр стала традицией. И этими играми охвачены все возрастные категории. Мы разделили обучающихся на возрастные группы: 1-2 классы, 3-4 классы, 5-8 классы, 9-11.
Для учащихся 1-2 классов ежегодно осенью мы проводим литературные викторины (осенние и весенние) посвященные писателям-юбилярам и фольклорным произведениям. Основная цель осенних мероприятий - вызвать у детей интерес к чтению, познакомить их с новыми авторами, показать, что учение может быть увлекательным и азартным. Весной к окончанию учебного года среди учащихся этого же возраста проводим интеллектуальную командную игру «Своя-игра» по народным и авторским сказкам.
Для учащихся 3-4 классов дважды в год мы проводим «Литературный брейн-ринг». Задумка проста: выбирается произведение вне школьной программы и предлагается к прочтению. Для каждого класса печатается приглашение, с указанием темы игры и условий участия.
Класс должен сформировать команду из 6 человек, выбрать название и индивидуальный стиль. То есть Брен-ринг - это не просто соревнование на лучшее знание и понимание текста, произведение должно быть проработано довольно глубоко. Сама игра проходит очень напряженно. Как в настоящем брейн-ринге, команды садятся за столы и нажимают на кнопки, чтобы получить право на ответ. И не всегда побеждает тот, кто знает текст лучше. Здесь важна командная работа.
Когда мы провели такую игру впервые, успех был колоссальный. Как отметили классные руководители, при подготовке ко второй игре ребят, которые прочитали произведения стало намного больше - каждый хотел войти в состав команды и побороться за переходящий кубок.
Когда ребята оканчивают 4-й класс и переходят в 5-й мы предлагаем им уже другие формы интеллектуальных игр. Среди учащихся 5-9 классов проводится школьный турнир по спортивному «Что? Где? Когда?». От классической игры эта форма отличается тем, что играет не она команда знатоков с командой зрителей, а знатоки соревнуются друг с другом.
Мы разделили учащихся на две лиги – младшая 5-6 классы, и старшая 7-8 классы. Один игровой сезон – это три турнира. В каждом турнире команда набирает очки за правильные ответы. Победитель определяется по сумме очков за три турнира и получает переходящий кубок.
Среди этой возрастной группы мы также практикуем брей-ринги. Но уже не литературные, а тематические. Например, в прошлом году библиотекари совместно с кафедрой истории провели Исторический брейн-ринг среди 6-х классов. Очень интересная, азартная и напряженная вышла игра!
И последняя возрастная категория – обучающиеся 9-11 классов. Для ребят старшего возраста мы предлагаем тематические квесты, приуроченные к календарным датам: праздникам, юбилеям писателей. Последняя такая игра - интеренте-квест, по творчеству Михаила Лермонтова. В 2019 году писателю исполнилось бы 205 лет.
Главная цель, которую мы ставим, организуя интеллектуальные игры среди учащихся - сформировать учебную мотивацию. И как показывает практика, мы добиваемся результатов. С каждым годом интерес к подобного рода мероприятиям увеличивается. Школьник ждут и готовятся к турнирам с удовольствием. В прошлом мы проводили выездной Литературный брейн-ринг для младших школьников 608-ой школы Кировского района.
Сегодня я перечислила далеко не все формы интеллектуальных игр, которые можно использовать как способ мотивации школьников к обучению. Вариаций и форм этой работы может быть огромное множество.