Формирование установки у младших школьников на безопасный
здоровый образ жизни во внеурочной деятельности
Михайлова Елена Николаевна
В современном мире забота о воспитании здорового поколения становится очень актуальной. Ухудшение здоровья происходит под влиянием многих факторов, в том числе и в неправильном отношении взрослых к своему здоровью и здоровью своих детей. Изучение проблем детского здоровья становится особо актуальным. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, примерно у 91 % школьников отмечаются отклонения в физическом и психическом здоровье. 60-70% обучающихся имеют к выпускному классу нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Ухудшение состояния здоровья школьников является не только медицинской, но и немаловажной педагогической проблемой. Быстрый рост кризисных явлений в данной сфере жизни вызывает обеспокоенность медиков, педагогов, психологов, валеологов. Главной причиной такого явления можно отметить образ жизни, который ведут семьи, факторы риска отмечаются во многих семьях: неправильное питание, злоупотребление алкоголем, наркотиками, хронические инфекционные заболевания и т.д. Особо значима проблема формирования установки на здоровый образ жизни на этапе начального школьного образования, что определяется возрастной особенностью младшего школьника и его восприимчивостью к воспитательным воздействиям. В младшем школьном возрасте закладываются основные моменты в формировании личности человека. Определено, что 45% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Учитывая данные статистики определено, что формирование установки на ЗОЖ должно начинаться в школе, закладывать фундамент физической культуры будущего взрослого человека важно с младшего школьного возраста. Одним из вариантов решения проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них установки о безопасном здоровом образе жизни во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. Внеурочная деятельность по формированию ценностных установок на здоровый образ жизни будет эффективна, если станет необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении, целью внеурочной работы по формированию ценности здорового образа жизни является формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность имеет цель: создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Поэтому режим дня школьника должен разумно чередовать умственные и физические нагрузки труда и отдыха. При этом любой вид деятельности, как интеллектуальной, так и физической, по характеру и длительности должен быть посильным для младшего школьника. Нельзя допускать превышение границ его работоспособности, а отдых обязан обеспечивать полное функциональное восстановление организма Организация ЗОЖ младшего школьника возможна при соблюдении ряда факторов: при рационально организованном режиме дня, сбалансированном питании, оптимальном двигательном режиме, занятиям физической культурой, закаливающим процедурам, соответствующим возрасту ребенка, регулярному качественному медицинскому обслуживанию, благоприятным гигиеническим и санитарно-бытовым условиям. Важной составляющей данных условий является пример семьи и педагогов. Для воспитания установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, необходимо создавать благоприятные предпосылки при использовании всех этих факторов. Выработанные у младших школьников представления и понятия, расширяющие знания обучающихся о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни, являются одним из основных факторов в формировании установки на ЗОЖ младших школьников.