Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС
Чумакова Любовь Михайловна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
Образовательные стандарты (ФГОС НОО) закрепили обязательность реализации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, поскольку данный ресурс:
а) включен в часть основной образовательной программы, формируемой самими участниками образовательного процесса;
б) стимулирует ребенка к выбору круга интересов и развитию личностных способностей; в) обеспечивает благоприятный режим адаптации ребенка к школьным условиям благодаря учету индивидуальных особенностей обучающегося, практическому развитию навыков коммуникативного общения и совместной творческой работы в коллективе в рамках формирования позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) и здорового образа жизни;
г) позволяет школе достичь качества образования на более высоком уровне с охватом всех основных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общекультурного, социального, общеинтеллектуального и духовно-нравственного.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Наиболее распространенные модели организации внеурочной деятельности в школе:
а) Модель дополнительного образования – опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Осуществляется в формах факультативов, школьных научных обществ, объединений по интересам, учебных предметов по выбору.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
б) Модель школы полного дня – реализуется преимущественно воспитателями групп продленного дня. Основные преимущества модели – организация работы учеников начальной школы по установленному распорядку дня, создание условий для полноценного и здорового пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня в сочетании с единством учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения. Два блока модели – основной (взаимодействие урочных занятий и самоподготовок, консультаций по предметам и факультативов) и внеурочный (экскурсии, предметные олимпиады, предметные кружки, научные общества, лектории, развивающие курсы, творческие кружки, студии и клубы) – тесно связаны друг с другом.
в) Оптимизационная модель – реализуется в целях оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и предполагает участие всех педагогических работников данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Основные преимущества модели – минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность, создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.
г) Инновационно-образовательная модель – опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.