Методическая разработка
Прогулка-экскурсия в Парке имени 9 января в Санкт-Петербурге
Семенова Инна Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 381
Прогулка проводилась с учащимися 2 класса.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Цель: обогатить и систематизировать знания о Парке имени 9 января.
Задачи:
-
развивать познавательный интерес к изучению родного города
-
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, бережное отношение к памятникам, парковой зоне
-
закреплять правила поведения в общественных местах.
Средства обучения:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сад_9-го_января
http://opeterburge.ru/parks/park-imeni-9-yanvarya.html
План экскурсии:
1. Подготовительная беседа с учащимися (в классе).
2. Выход в парк.
3. Возвращение в класс.
4. Подведение итогов.
Ход экскурсии:
1. Подготовительная беседа с учащимися (в классе).
Загадка:
В городе деревьев мало
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала
От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зеленых тополей. (Парк)
Мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу - побываем в городском парке.
- Что такое парк? (это сад или роща с дорожками для прогулок, цветниками, площадками для игр)
-Как надо вести себя в парке? (Дети отвечают, что нельзя кричать, топтать, ломать, рвать охапками растения, сорить, и мусор нужно уносить с собой).
2. Выход в Парк 9 января.
1) У главного входа:
Вопросы детям:
- Почему парк имеет такое название?
- Сколько входов имеет парк?
- Какие улицы окружают парк со всех сторон?
Рассказ учителя:
Несмотря на то, что этот парк один из самых красивых в нашем районе, назван он в честь довольно трагических событий. В этот день 9 января 1905 года произошёл разгон мирного шествия рабочих к Зимнему Дворцу. Тогда погибло очень много людей. Этот день в истории значится как «Кровавое воскресенье». На месте где собрались рабочие был заложен парк.
1 мая 1920 года был торжественно открыт «Сад в память жертв расстрела 9 января 1905 года».
Проект парка разработан садоводом Р.Ф. Катцером. В 1924 году со стороны проспекта Стачек вдоль парка установили кованую решётку в стиле модерн архитектора Мельцера Р.Ф.
Парк имеет 4 входа, по одному с каждой стороны для удобства посетителей.
Задание: покажите, где находится вход со стороны проспекта Стачек.
Пройдём к этому входу, чтобы рассмотреть ограду парка.
2) Подойдём к решётке парка.
- Давайте рассмотрим, что изображено на решётке.
Рассказ учителя:
В 1924 году со стороны проспекта Стачек вдоль парка по проекту установили кованую решетку в стиле модерн. Она была выполнена по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера еще в 1901 году, и получила даже две золотые медали на всемирной выставке в Париже. Рисунок ограды – это изгибающиеся цветы и стебли, огибающие двуглавых орлов и императорские вензеля. Сначала эта решетка украшала сад у западного фасада Зимнего дворца, но простояла там недолго.
После революции уникальную решетку снесли и свалили прямо на набережную Невы (около дворца), где она пролежала около четырех лет. При ее установке по границе разбитого сада из звеньев ограды вынули двуглавых орлов и царские вензеля – символ самодержавия (в настоящее время они восстановлены).
Задание: подберите прилагательные, помогающие описать решётку парка.
В парке есть единственный памятник.
3) Продвижение к бюсту Василия Алексеева.
Вопросы детям:
- Что такое бюст?
- Кто такой Василий Алексеев?
- Что ещё в нашем городе связано с этим именем?
Рассказ учителя:
Алексеев Василий Петрович родился 22 декабря 1896 года в семье рабочего. Работал токарем на Путиловском заводе. Отважный пулемётчик бронепоезда во время обороны Петрограда. Участвовал в штурме Зимнего дворца. Один из основателей молодёжного движения комсомол.
Высота бюста 80 сантиметров, а постамента 2 метра.
Задание:
Прочитайте надпись на постаменте.
- Сколько лет прожил Василий Алексеев?
А мы двигаемся левее от памятника и попадаем на аллею.
4) Остановка на аллее.
- Как выглядел парк во время Великой Отечественной войны?
Рассказ учителя:
Во время Великой Отечественной войны сад находился недалеко от линии фронта и сильно пострадал. Во время блокады деревья были вырублены на дрова, а земля раскопана под огороды.
После войны в парке были высажены новые деревья, которые мы видем сейчас.
Игра.
Содержание: учитель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево?
Идём по аллее дальше.
5) Центр Детского и Юношеского Творчества.
Вопросы детям:
- Кто из вас занимается в этом центре?
- Какие кружки посещаете?
Рассказ учителя:
После войны, в 1945—1946 годах сад был реконструирован и значительно расширен. В 1954 году его передали детям. На территории были созданы спортивные и игровые площадки, открыт кружок «Юный техник». Название сада изменилось на «Детский парк им. 9 января». В настоящее время наиболее часто сад называется «Садом 9-го января».
Задание:
- Что ещё в парке построено специально для детского отдыха?
- Что бы вам хотелось видеть в парке в будущем?
3. Возвращение в класс.
Предлагаю вернуться в класс и нарисовать рисунки на тему «Парк 9 января в будущем».
4. Подведение итогов.
После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели.