Разработка урока по внеклассному чтению во втором классе
на тему «О братьях наших меньших» (по произведениям Н.И. Сладкова)
Орлова Нина Петровна
учитель начальных классов
ГСОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа(VII) вида №561
Цель: обобщить и расширить знания о творчестве Николая Ивановича Сладкова.
Задачи:
1) обучающая: расширение знаний об окружающем мире, обогащение словарного запаса, развитие навыков чтения, пересказа;
2) развивающая: работа над развитием речи, умение анализировать, обобщать, выделять главное;
3) воспитательная: воспитание интереса к чтению, привитие любви и бережного отношения к природе, способности видеть красивое и удивительное в окружающем мире.
Наглядность: портрет писателя, выставка книг писателя; картинки, рисунки учащихся, аппликации к произведениям Сладкова, карточки с заданиями, кроссворд, высказывания писателя о природе, маски животных.
Ход урока
1.Организация класса.
Прозвенел звонок и начинается урок. Я вам улыбнусь, и вы улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствует успех и удача на уроке. Отбросьте плохое настроение. Сейчас мы отправимся в «Страну удивительных тайн». А поведёт нас в эту страну замечательный писатель Н.И.Сладков.
2.Вступительная беседа с учащимися.
На этом уроке внеклассного чтения мы продолжим знакомство с произведениями удивительного писателя Н.И. Сладкого. Мы уже познакомились с некоторыми его рассказами. Но это только маленькая часть того, что он написал. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 30-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. Я вам рассказывала немного о жизни этого писателя. Что вы запомнили?
Ответы учеников ( Родился в Ленинграде. В 21 год пошёл на войну и воевал до победы. У него много орденов и медалей за храбрость и смелость на войне. С детства любил природу, каждую свободную минуту посвящал изучению природы).
Сладков писал: «Природа волновала меня всю жизнь. Её красота, тайны, загадки влекли моё сердце. Поэтому все книжки мои о ней». На уроках чтения мы только закончили раздел «О братьях наших меньших». А кто это братья наши меньшие?
(ответы детей).
- А какие рассказы вам больше всего запомнились?
-Кого из писателей Сладков считал своим старшим товарищем и учителем? (В.В. Бианки).
Он говорил о нём: «Я его легко понимал. Души наши были родственными».
О своих книгах Сладков писал так: «Мои книжки - плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром породило книгу «Подводная газета». Для этого приходилось спускаться на дно рек, озёр, морей. Увлечение пещерами дало книгу «Под каменным небом» и «Под шапкой-невидимкой».
Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня». 16 лет Сладков проработал в горах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Крыма, Урала и написал книгу об удивительном мире гор. Есть у него книги об обитателях далёкого Севера, тундры, степей.
Но особенно много писал он о лесе и его обитателях. О лесе он говорит как о живом: «С лесом надо дружить. Лес открывается только друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. А уж на это он мастер! Если в крепких сапогах и плотной куртке, то он не станет бить по бокам и ногам, а будет метить в глаз, хлестнёт по замёрзшему уху. Ну а если дело летом и вы босиком, он ловко подбросит под голую пятку колючую шишку. Дырочка в сапоге – нальёт ледяной воды, ворот распахнут – горсть колючей хвои за шиворот, руками размахался – сейчас же по рукам жгучей крапивой. Всё видят его зелёные глаза, до всего тянутся его цепкие руки. И до тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. А характер у него, в общем, ничего. И узнать его просто. Надо просто постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья, услышать как травы и кусты просят пить и понять, о чём говорят птицы и звери, - только и всего! Лес – это жизнь полная тайн, и охота за этими тайнами – счастливая охота. Главное правило, которое надо выполнять, приходя в лес, можно найти в рассказе «Лесные тайнички».(правило на доске)
Чтение учащимися правила:
«Хочешь увидеть – стань невидим.
Хочешь услышать – стань неслышим.
Хочешь узнать – затаись».
-А теперь поработаем по группам.
3.Сейчас, ребята, вас ждут несколько интересных заданий по прочитанным произведениям Н. И. Сладкова.
1-е задание
На партах у вас вопросы и ответы. Надо найти ответ к каждому вопросу и прочитать.
Вопросы 1-й группе:
1)Кто пел песенку подо льдом? (Оляпка)
2)Какая птица устроила гнездо в почтовом ящике? (Трясогузка)
3)Кого ёж не мог перехитрить в рассказе «Бежал ёжик по дорожке» (Филина)
Вопросы 2-й группе:
1) Кто стал добычей белого медведя в рассказе «Полярной ночью»? (Нерпа)
2) Кто открыл первый тайничок в рассказе «Лесные тайнички»? (Змейка)
3) У какого обитателя пустыни хвост служит и подпоркой, и толкачом, и балансиром, и указателем, и обманщиком? ( Тушканчик)
Вопросы 3-й группе:
1) Какая птица может повторять голоса других птиц? (Скворец)
2) Кто главный герой сборника рассказов «Недолго думая»(Жалейкин)
3) Кто испугался своей тени в рассказе «Тень»?(Медвежонок)
Вопросы 4-й группе:
1)Какая птичка очень ловко притворялась мёртвой?(Синичка)
2)Кто устроил пляски, чтобы выгнать мышей из нор?(Лиса)
3)Как называется рассказ, в котором сорока зимой вернула лето? ( «Всему своё время»)
Задание 2.
Найти лишнее слово.
1)Дятел, белка, барсук, тетерев, морж, лиса, бурый медведь.
2)Песчанка, варан, тушканчик, жёлтый суслик, синица, геккон, жук-скарабей.
3)Снежный барс, горный козёл, дикообраз, кеклик, тюлень, кабарга, архар.
4)Белый медведь, морж, тюлень, тупик, геккон, нерпа, кайра.
Минутка отдыха
Игра по рассказу «Что важнее всего?» (спор в степи)
Ученики становятся в круг, движениями показывают, что важнее для каждого животного:
Дрофа – глаза
Заяц-русак – ноги
Суслик – нора
Корсак – нос.
4.Кроме рассказов Н.И.Сладков написал очень много «Разговоров животных». Животные для него – это существа, которые очень близки человеку. Это наши «меньшие братья», которые имеют такое же право на жизнь, как и человек. Они тоже как и люди радуются, огорчаются, чего-то боятся, о чём-то спорят, общаются на своём языке. Давайте послушаем их разговоры.
Ученики исполняют роли животных в следующих диалогах:
«Волк и Сова»
«Сорока и Оляпка»
«Лисица и Ёж»
«Заяц и медведь»
«Сорока и Енот»
«Воробей и Синица»
«Сорока и Заяц»
«Сыч и Удод»
5.Кроссворд
1 барсук
2 тюлень
3 морж
4 клесты
5 чомга
6 лемминг
7 ястреб
8 геккон
9 варан
10 кайра
11 корсак
Вопросы:
1.Какой лесной житель спит зимой?
2.За кем охотился белый медведь в рассказе «Полярной ночью»?
3.Какой обитатель Севера взбирается на льдину с помощью клыков?
4.У каких птиц появляются птенцы зимой?
5.Какая утка катает своих птенцов по воде на своей спине?
6.Этот зверёк живёт в тундре, всю зиму проводит под снегом.
7.Какая хищная птица охотилась за оляпкой в одном из диалогов?
8.Какая ящерица съедает свою « рубаху»?
9.Назовите самую большую ящерицу.
10.Птица далёкого Севера, у неё гнездо на лапах.
11.Как называют степную лисичку?
6.Заключительная часть.
Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Берегите нас ( так обращаются к нам братья наши меньшие)
Чтение высказывания Сладкова:
«Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить надо узнать. А узнав, невозможно не полюбить.»
-Чему учат нас произведения Сладкова?
7.Итог урока
-Что вам понравилось на уроке?
-Что больше всего запомнилось
8.Оценка работы учащихся.