Пошив русского фартука для обрядовых праздников
Ласточкина Любовь Николаевна
Цель: Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «фартук».
Задачи:
Образовательные
1.Обобщить знания учащихся о фасонах и тканях для фартуков.
2.Сформировать у обучающихся технологические умения по пошиву фартука.
3.Познакомить учащихся с историей русского передника.
4.Создать условия для развития творческих способностей детей.
Воспитательные
1.Приобщить учащихся к истокам самобытной культуре русского народа.
2.Воспитывать учащихся работать вместе, осуществляя взаимоконтроль. Быть доброжелательными друг к другу.
Коррекционно-развивающие
1.Развивать у обучающихся мышление, память, зрительное восприятие и эстетический вкус.
Оборудование и материалы: швейная машина, ножницы, иглы, булавки, готовые образцы, карточки с вопросами, тесты по Т.Б., утюг.
Словарь: заметать, застрочить, настрочить, заутюжить, обрядовый передник, завеска.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: русский язык, история, ИЗО, математика.
Ход урока:
1.Организационная часть – подготовка к уроку.
Загадка: «Он очень скромен и опрятен, он защищает нас от пятен, хозяйке служит много лет – на завтрак, ужин и обед»
2.Систематизация знаний – Вы правильно отгадали загадку, сегодня мы с вами поговорим про фартук. Расскажите, что вы знаете о фартуке?
- фартук – это специальная одежда, которая защищает платье от загрязнения.
- фартуки бывают рабочие, бытовые, форменные, национальные.
- фартуки носят женщины и мужчины.
- фартуки шьют из х/б и льняных тканей.
Передник – это самая древняя одежда .
Вы уже сшили фартук для мамы, для выполнения домашних работ. Давайте вспомним, из каких деталей он состоял? Вставьте пропущенные гласные в словах и отметьте детали фартука. (работа по карточкам).
№п/п Слова +/-
1. БР – Т – Л -
2. К – РМ - Н
3. Х Л – П – К
4. П - - С
5. Н – ГР – ДН - К
6. Ф – Р Т - К
Давайте проверим, правильно ли выполнили задание?
Какие детали вы выкраивали парные?
- бретели, карманы, нагрудник
Каким швом вы обрабатывали боковые и нижние срезы?
- краевым швом вподгибку с открытым срезом
Каким швом вы соединяли карман с изделием?
- накладным швом с закрытым срезом
3. Физкульт – минутка.
4.Усвоение новых знаний .
Передник – это широко распространенная и почти не изменяющая часть одежды с древних времен и до наших дней. Название передник отмечается в письменности с 17 века. Он становится рабочей одеждой кузнецов и сапожников, поваров и рабочих.
В конце 19 века фартук является основой русского народного костюма. Будничные передники шили из грубого холста или шерсти, без отделки. Нарядные праздничные передники шили из грубого холста или отбеленной льняной ткани, богато украшали лентами, вышивкой красного цвета и геометрическим орнаментом. Передник с плечами назывался завеска. Девочки из 7класса сшили фартуки для обрядового русского праздника «Святки".
А мы свами будем шить передник для весеннего праздника «Масленица». Детали передника: перед, спинка, нижние части -6дет., пояс-завязки, карманы.
Каким способом обработаны нижние части передника?
- краевым швом вподгибку с открытым срезом.
Какими инструментами и оборудованием вы будете пользоваться?
- швейная машина, ножницы, иглы, булавки,утюг
Повторение правил по технике безопасности.
5. Практическая работа.
Пошив нижних частей фартука:
- обметать нижний и боковые срезы деталей
- заутюжить обметанные срезы на изнаночную сторону на 5мм
- застрочить заутюженные срезы на 2мм от края
- наложить отделочные элементы на детали и настрочить зигзагообразной строчкой
Контроль выполнения практической работы, оказание помощи в процессе работы.
6.Итоги урока.
Какую работу выполняли?
Какие швы применяли?
Допустили ли ошибки? Если да, то как исправили?
Довольны ли своей работой?
Выставление оценок.