Методическая разработка урока в 3-м классе. УМК «Школа России»
Проверка деления умножением
Царун Ольга Юрьевна
Проблемно-диалогическая и личностно ориентированная технологии обучения.
Форма проведения: урок- путешествие с использованием интерактивной доски.
Цели:
- Образовательная: научить выполнять проверку деления умножением; закреплять навыки решения задач, уравнений и примеров.
- Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.
Задачи:
- познакомить детей с проверкой деления умножением, дать представление об использовании её на практике;
- учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь;
- формировать интерес к математике, расширять математический кругозор.
Тип урока:
- урок открытия нового знания.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
План урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 мин. |
Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности. |
Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.
|
II. Актуализация опорных знаний и мотивация. 6 мин.
|
Использование фронтальной формы работы. |
Повторяют названия компонентов деления, умножения. Решают числовые выражения. |
III. Постановка учебной проблемы. 3 мин. |
Создание ситуации для постановки проблемы. |
Оказывают помощь в решении выражения. |
IV. «Открытие» нового знания 10 мин. |
Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя. |
Строят проект выхода из затруднения. |
V. Первичное закрепление 10 мин. + физминутка 3 мин. |
Организация фронтальной, индивидуальной работы, работы у доски. |
Записывают и решают выражения, задачу. Работают у доски. |
VI. Самостоятельная Работа с самопроверкой по эталону. 5 мин. |
Организация самостоятельной письменной работы. |
Выполняют письменную работу. |
VII. Рефлексия деятельности. 2 мин. |
Закончите фразы: На уроке я научился(ась)… Больше всего мне понравилось на уроке… Самым трудным для меня было... - А как вы думаете, какое главное ваше сокровище? |
Оценивают свою работу. Заканчивают фразы. |
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности.
- Доброе утро, ребята!
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.
Желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
2.Мотивация и актуализация опорных знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далекое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия, всевозможные открытия. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями и препятствиями вам помогут знания и умения, которые уже приобрели на уроках математики и приобретёте сегодня. Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши бортовые журналы (рабочие тетради).
В порту уже снаряжено парусное судно «Морской КОТ» (Команда Одаренных и Талантливых)
- Скажите, что нам нужно взять с собой в путешествие? ( Карту)
- Как и на все корабли, в путь надо взять еще одну очень важную вещь. Она есть в нашем классе, только ее надо расшифровать.
1) На доске: 64:8 90 – Д
15* 6 9 – Р
45: 5 8- У
7 * 10 70- Ж
30 : 3 10- Б
12 * 5 60- А
90 |
9 |
8 |
70 |
10 |
60 |
Д |
Р |
У |
Ж |
Б |
А |
( дети выполняют задание)
- Молодцы! Справились. Я – капитан, вы – матросы. Команда наша дружна. Пора в путь
2) Отправляемся мы из бухты. А чтобы отправиться, нужно правильно ответить на мои вопросы.
- Первый множитель – 9, второй – 6. Найдите произведение и вы узнаете, сколько всего морей на нашей планете (54).
- Делимое 45, делитель - 5. Найдите частное и вы узнаете, сколько необитаемых островов на нашей планете (примерно 9 , хотя точная цифра неизвестна).
- Молодцы! Отплываем!
( Звучит музыка)
Откройте свои бортовые журналы и запишите число и классная работа.
- Первое наше препятствие это акула. А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего, она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание.
- Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)
К доске вызываются 2 ученика, остальные выполняют на месте.
1 ученик решает пример 36:9
2 ученик – 48:8
- Какое действие выполняли?
- Правы ли они?
После решения ученики составляют по данным выражениям выражения на нахождение неизвестного делимого и неизвестного делителя, объясняют.
- Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное делимое (делитель)?
- Правильно ли ребята выполнили свои задания?
- Хорошо! С заданиями акулы мы справились и можем следовать дальше.
3. Постановка учебной проблемы
- Ребята, на нашем пути – бутылка. Скажите, а что может быть в бутылке?
- В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи. Распечатаем её?
А в нашей бутылке нас просят о помощи жители острова. Жители острова собрали 75 кокосов и решили съедать по 5 кокосов каждый день. На сколько дней им хватит этих кокосов? Они решили вот это так: 75:5=16, а правильный ответ или нет они не знают. Поможем им ребята?
- Правильно ли вычислили жители острова?
- А как доказать, что решение неверное? (нужно проверить)
- А как мы можем проверить деление? (нужно частное умножить на делитель).
4. «Открытие» нового знания
- Давайте выполним решение этого выражения.
75:5=15
(75 заменим суммой удобных слагаемых 50 и 25, 50:5=10, 25:5=5, 10+5=15)
((50+25):5=10+5=15)
- А точно ли это, нужно проверить:
Проверка:
15*5=75
75=75
- Что мы сейчас делали?
- А теперь ребята попробуйте ответить, какая тема нашего урока?
-Да, сегодня мы научимся проверять деление умножением.
- Ребята мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и чтобы нам стать такими, давайте сделаем зарядку.
Физкультминутка
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
А сейчас закройте глаза, выдохните, откройте глаза и найдите на доске чёрную точку, посмотрите на неё, а теперь поставьте на неё пальчик и мысленно притяните её к себе.
- Ребята, скажите, а когда мы приближаем к себе предмет он становится больше или меньше?
И вот вы притянули к себе точку, на что она у вас похожа?
5. Первичное закрепление
- А мне кажется, что наша точка похожа на приближающихся дельфинов, смотрите у них на спинах выражения, похожие, на те, что мы помогли решить жителям острова, давайте их решим.
81:3=27
Проверка:
27*3=81
81=81
58:2=29
Проверка:
29*2=58
58=58
96:6=16
Проверка:
16*6=96
96=96
- Ребята пока мы решали выражения, мы не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задание.
«Ребята помогите! На острове обезьяны с горя объелись бананами, т. к. не могли решить задачу. Помогите решить задачу и обезьяны поправятся.
«Одна обезьяна съела за день 20 бананов, а другая – 21 банан. Сколько бананов съедят обе обезьяны за два дня?»
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что узнаем сначала? Потом?
- Что вы можете сказать о решении задачи? (После этого дети должны заметить, что задачу можно решить двумя разными способами).
I способ:
1) 23 + 21 = 44 (б.) – 2 обезьяны за 1 день
2) 44 · 2 = 88 (б.)
II способ:
1) 23 · 2 = 46 (б.) – 1-я обезьяна за 2 дня
2) 21 · 2 = 42 (б.) – 2-я обезьяна за 2 дня
3) 46 + 42 = 88 (б.)
О т в е т: всего 88 бананов за 2 дня.
- С задачей мы справились, помогли обезьянам и можем отправляться дальше.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- День клонится к вечеру, и наше путешествие подходит к концу, наконец – то мы подплываем к острову сокровищ. Ныряем под воду. Ого! Вот и он, сундук с сокровищами. Но сундук закрыт. Чтобы разгадать шифр замка нужно найти значение выражения
28:2= 14
Проверка:
14*2=28
28=28
- Выполняем это задание самостоятельно (потом опрос и проверка по компьютеру).
- Молодцы! Шифр замка разгадан! Можно забирать сокровища.
- Ребята, скажите, а благодаря чему мы справились с шифром и помогли жителям острова? (Потому, что мы сегодня научились проверять деление умножением)
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Можно забирать сокровища.
- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище? (Конечно, это ваши знания и умения, которые помогали вам на уроке).
7. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы:
На уроке я научился(ась)…
Больше всего мне понравилось на уроке…
Самым трудным для меня было...