Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сложности в формирование временных
представлений у младших школьников

Разумеева Ольга Николаевна
         В курсе начальной школы учащиеся знакомятся с величинами, наибольшие трудности возникают при работе со временем.
Чем же обусловлены подобные затруднения?
1) Не умение дифференцировать такие понятия как величина и единицы измерения. Сложность восприятия категории время, так как она не имеет наглядных форм. Оно имеет только одну направленость, его не возможно вернуть. Относительность времени в зависимости от субъективного восприятия
 2) Особенность единиц измерения времени основанные не на десятичной системе измерения, а на шестидесятеричной.
3) Отсутствие у учащихся опыта пользования часами с циферблатом, чаще всего дети используют электронный вариант часов, как следствие нет наглядного опыта представления циферблата и умения им пользоваться.
4) Не автоматизированный вычислительный навык, который не дает возможности учащимся определять время по часам, особенно когда необходимо определить количество минут или определить время во второй половине дня, для этого необходимо или запомнить сколько минут показывает минутная стрелка или выполнять умножение.
5) Сложности с работой с сутками, так как идет сложение не десятками , а по 24.
6) Сложности также возникают с количеством дней в году в обычном и високосном, а также с неровномерном количеством дней в различных месяцах, это требует умения пользоваться календарем, а также знать очередность месяцев и умением определять количество дней без кадендаря.
 7) Также возникают сложности при работе с более крупными единицами времени такими как тысечелетие и век.
 8) Для успешного освоения работы со временем также необходимо умение и знание древнеримской нумерации.
 9) Сложности у учащихся возникают с пониманием разницы между, например, три года и идет третий год.
10)
Какие пути решения затруднений возможны?
1) Уделять на занятиях больше времени на дифференцацию таких понятий, как величина и единицы измерения величины.
 2) Включать на занятия счет не только десятками, но и другими мерками.
 3) Пользоваться на занятиях моделью часов.
4) Выучить приемы позволяющие определять количество дней в различных месяцах.
 5) Научиться записывать числа с помощью римской системы счисления. (Для этого возможно использовать специальный тренажер разработанный для учащихся начальной школы из программы « Первые шаги в мир информатики 1-4 классы» Тур С.Н., Богучава Т.П. «Страна Фантазия», устанавливается на компьютер, можно выводить на электронную доску, можно работать индивидуально)
 6) Включать на уроках интересную информацию о понятии формирования величины времени у людей в историческом плане, о различных интересных часах.
7) Выполнять на занятиях больше упражнений по переводу в различные мерки времени.
Важность освоения велечины время связаны не только с освоением предметных знаний, но умение ориентироваться во времени является необходимостью для  современного человека. Время становится для ребенка регулятором его деятельности. Он сам должен ориентироваться в отрезках времени различной протяженности, соотносить свою деятельность с определенным временем, обладать чувством времени. Если у школьника не сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднения при обучении в школе: не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой. Формирование представлений о времени у детей является сложной проблемой. Эта сложность обусловлена тем, что время как категория, обладает рядом специфических особенностей, которые делают его абстрактным понятием. У учащихся начальной школы, а особенно  у учеников 1-2 классов ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление, и только начинают складываться зачатки логического. Эта их психологическая особенность усложняет процесс формирования представлений о времени. Таким образом, с одной стороны, в этом  возрасте необходимо формировать представления о времени, с другой стороны, этот процесс осложнен возрастными особенностями детей. Детям необходимо объяснять и показывать временные характеристики реальных явлений, их длительность, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Чтобы регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своей деятельности в зависимости от наличия времени, детям нужно чувствовать его длительность. Умение планировать и регулировать свою деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, целенаправленность, точность, которые необходимы ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Таким образом, ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие ребенка, систематизируют представления об окружающем мире и являются одним из показателей успешности в школе. Формирование представлений о времени способствует развитию положительных качеств личности школьника.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»