Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи на уроках математики в начальной школе

Жужулина Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ Гимназия № 540 Санкт-Петербурга
 
У ребенка, впервые пришедшего на урок, говоря словами К. Чуковского, «...мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья». И задача учителя — «одеть» и «причесать» эти мысли. Ошибочно полагать, что развитие речи происходит только на уроках русского языка и литературного чтения. Математика не меньше, а в некоторых случаях даже больше способствует развитию речи детей — так как математическая речь не составляется из «речевых заготовок». На уроках математики дети учатся основному навыку — логическому построению высказываний.
В статье Б.В. Гнеденко «О развитии мышления и речи на уроках математики» сказано: «То, что может сделать математик, порой не под силу преподавателю истории или литературы. Действительно, именно на уроках математики учащийся должен привыкать к краткой, четкой, логически обоснованной речи. Именно в математичке мы должны приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки» (Гнеденко, 1976).
Математическая речь, как и любая образовательная речевая коммуникация младших школьников имеет следующие составляющие:
  • субъекты коммуникации (учащиеся-учащиеся, учащийся-педагог, педагог-учащиеся);
  • цель коммуникации (организация совместной познавательной коммуникативной деятельности всех участников);
  • содержание;
  • средства;
  • хронотоп (пространство, время, условия разворачивания коммуникации, задающие формат взаимодействия субъектов);
  • образовательный результат (расширение речевого опыта младших школьников, от индивидуального речевого опыта до выстраивания диалогического совместного опыта и включения младшего школьника в дискурсивные практики);
  • управление коммуникацией (руководство коммуникативной деятельностью с учетом индивидуальных возможностей и речевого опыта младшего школьника).
В условиях реализации программ ФГОС НОО формирование математической речи — один из процессов, способствующих цели сформировать умение обучаться.
Можно выделить следующие направления такой работы:
1. Работа над звуковой стороной речи (например, правильное произношение математических терминов).
2. Словарная работа с математическими терминами.
3. Формирование культуры математической речи.
4. Развитие связной математической речи (составление задач; проговаривание вслух примеров, записанных математическими знаками; составление текстов из карточек со словами «найти», «чтобы», «делитель», «нужно» и другими).
Формирование математической речи помогает справиться с еще одной трудностью, с которой сталкиваются обучающиеся при решении задач: анализом текста. Этот первый этап, но он особенно труден, так как без понимания рассказа о жизненных фактов, которым и является задача, в контексте логики и математических моделей, задачу невозможно решить.
Умение ориентироваться в тексте задачи достигается только путем общего развития мышления обучающегося, так как, прежде чем абстрагироваться от действующих лиц, необходимо осмыслить их действия. Здесь наблюдается метапредметная связь с приемами, которые чаще применяются на уроках литературного чтения и изобразительного искусства, такими как рассказ, инсценировка, рисунок. Речь идет о том, что иногда для понимания особо сложной задачи можно предложить ученикам разыграть сценку, повторив действия героев задачи, или нарисовать рисунок.
Однако не только деятельность самих учащихся способствует осмыслению в языке математических моделей. Возвращаясь к взаимодействию субъектов коммуникации, отметим, что успешная реализация формирования математической речи возможна только при наличии следующих факторов во всех коммуникативных ситуациях.
«Учащиеся-учащиеся»: в данной ситуации необходимо обеспечить совместную работу над развитием мышления, а также деятельностный подход к обучению математике.
Во взаимодействии «учащийся-педагог» важно использовать личностно-ориентированный подход и стараться создать у каждого обучающегося мотивацию к овладению математическими терминами (что при грамотной организации совместной работы детей может способствовать и взаимопониманию между ними).
Однако все это невозможно без диалога «учитель-обучающиеся», в ходе которого учитель:
  • предлагает систему упражнений, направленных на формирование математической речи;
  • обеспечивает возможности для рефлексии и оценивает работу учеников;
  • показывает примеры правильной математической речи в процессе преподавания теории.
Приведем примеры упражнений на работу с терминами:
1. Объясните значение слов и выражений: слагаемое, сумма, вычитание, произведение.
2. Определите, верно ли высказывание «Сумма трех и четырех равна восьми».
3. Как называется число x в данном выражении: 4*х=16?
Кроме того, важную роль играют математические диктанты — они не только помогают усваивать термины, но и являются ступенью к пониманию сложных задач, так как в них можно включать задачи в одно действие (блиц-турнир).
Примеры заданий из математического диктанта:
1. Из задуманного числа вычли 540 и получили 460. Какое число задумали?
2. Уменьшаемое 340, разность 170. Чему равно вычитаемое?
3. В стаде 23 коровы. Сколько у них рогов? Ног?
4. Сколько лап у восьми пауков и девяти мух?
5. За 3 часа турист прошел 12 км, а потом увеличил скорость на 1 км/ч. С какой скоростью он пошел?
Такие задачи готовят к самому сложному этапу — решению нестандартных задач. Они отличаются тем, что фабула в них не менее важна, чем содержание. В случае решения таких задач недопустимо предлагать ученикам решать их, как похожие. Важно подчеркивать разницу между действующими лицами, понятиями и действиями (разными математическими моделями), используемыми в таких задачах.
Пример задачи:
В одной бочке находится 50 л жидкого дегтя, в другой — 50 л жидкого меда. Ложку дегтя переливают в бочку меда, а потом ложку полученной смеси переливают в бочку дегтя. Чего стало больше — меда в дегте или дегтя в меде.
Эта задача — на тему поговорки «Ложкой дегтя можно испортить бочку меда». Она требует не только логических рассуждений о количестве перелитых жидкостей, но и предварительной работы со словарем. Ученики узнают о поговорке, о значении слова «деготь», а также научатся решать сложный тип задач — на переливание жидкостей.
Подобные задачи встречаются во многих олимпиадах для младших школьников, поэтому мы можем увидеть, что овладение математической речью может не только способствовать решению стандартных примеров, но и ступенью к более высоким образовательным достижениям. Поэтому комплекс упражнений на формирование математической речи обязательно должен являться частью программ внеурочной работы с одаренными детьми.
Таким образом, воспитание «чувства прекрасного» по отношению к логике речи помогает ребенку не только осваивать программу математики в начальной школе, но и обрести навык формирования высказываний, применяемый на протяжении всего процесса обучения, в том числе в старшей школе на уроках естественно-научного цикла. И чем раньше будет сформирован этот навык, тем легче будет ученику двигаться дальше.
 
Использованная литература:
Гнеденко Б.В. О развитии мышления и речи на уроках математики // Математика в школе, 1976. 13 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»