Развитие логических УУД в начальной школе
при использовании интерактивных средств
Лапицкая Александра Евгеньевна
Современное обучение основано на принципе «научить учиться», который заложен в ФГОС НОО [1]. Для осуществления данного принципа необходимо прибегнуть к синтезу системно-деятельностного подхода и интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса, а именно учитель-ученик.
Схема данного интерактивного взаимодействия продемонстрирована ниже (рис.1):
ФГОС НОО подробно описан портрет младшего школьника, который будет иметь ряд результатов в следующих сферах: личностых, предметных и метапредметных. В данной статье мы рассмотрим подробно метапредметные результаты, в которые входят познавательные универсальные учебные действия (УУД). Данные действия дают возможность ребенку самостоятельно усваивать новые знания, формирования умения. Познавательные УУД способствуют формированию интеллектуальных умений, способов познания окружающего мира и строятся на умении работать с информацией.
Среди познавательных УУД (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) рассмотрим логические УУД.
Выпускник начальной школы овладевает следующими логическими УУД:
· осуществлением анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлением синтеза, как составления целого из частей;
· проведением сравнений, сериаций и классификаций по заданным критериям;
· обобщением;
· установлением причинно-следственных связей;
· установлением аналогий;
· осуществлением подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделением существенных признаков и их синтез.
На примере можно рассмотреть математику. Математика эффективно способствует развитию логического мышления, которое позволяет расширять кругозор младших школьников, интеллект [2] и помогает сориентироваться в простых закономерностях, постоянно использовать полученные знания и умения в своей жизни. В качестве хочется привести несколько формулировок заданий, направленные на формирование логических УУД: сравнение («сравни, чем похожи и чем отличаются...»), анализ («что изменилось...»), синтез («составь из...»), обобщение («назови одним словом...»), классификация («раздели на группы...»), причинно-следственные связи («расположи картинки по порядку...»).
Е.И. Рогов пишет о том, что развитие всех качеств и видов мышления являются главнейшей задачей учителя начальных классов, которые позволят детям «строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы» [3, c. 262].
Для более качественного изучения данного вопроса рассмотрим только 3 вида логических УУД:
1) Анализ;
2) Сравнение;
3) Выявление причинно-следственных связей.
В педагогическом словаре В.И. Загвязинского понятие «анализ» имеет следующее определение: «мысленное расчленение целого с выделением ведущих признаков, свойств, связей, закономерностей.» [4]. Таким образом, анализ помогает детям выделять существенное.
На начальной стадии ознакомления детей с окружающей действительностью, вещи познаются, чаще всего, в сравнении. Сравнение соотносит и сопоставляет явления и факты, в котором присутствует анализ — выделение в явлениях общего и различного. Борытко Н. М. под сравнением понимает мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам [5].
Таким образом, сравнение и анализ являются базовыми приемами любой познавательной деятельности. Как сказал К. Д, Ушинский: «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. В дидактике сравнение должно быть основным приемом» [6].
Данное УУД позволяет выявлять суть явлений, устанавливать связи между различными явлениями, делать выбор, сопоставлять с эталоном и определять внешние признаки изучаемого предмета: величину, размер, место и т. п.
Алгоритм вопросов, приводящих к формированию УУД сравнения и анализа :
1. Какую проблему нужно решить/ что сделать? (постановка цели)
2. Что для этого необходимо сравнить? (установка объектов сравнения)
3. Что берем за основу сравнения? (определяем аспект сравнения)
4. Какие признаки объектов стоит сравнить? (выделяем признаки)
5. Что схожего и различного?
6. Какой вывод можно сделать после сравнения/ как решить теперь проблему? (вывод, соответствующий цели)
Говоря о причинно-следственных связях, то оно представляет собой мыслительную операцию, продуктом которой является выдвижение вывода, опираясь на существующие суждения, условия.
Для продуктивного формирования данных УУД на уроках математики рекомендуется учитывать следующее:
- использовать задания целенаправленно (на формирование логических УУД).
- задания должны быть разнообразными, а не однотипными;
- использовать комплексные и многовариативные задания.
Данные рекомендации помогут привести в активное состояние мыслительную деятельность учащихся. Но помимо этого, не стоит забывать о том, что ребенку требуется и внешняя помощь в запоминании материала, осознании и для привлечения его заинтересованности. В данном случае очень помогут интерактивные средства обучения.
Суть интерактивного обучения базируется на условиях постоянного и активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в котором заложено сотрудничество, взаимообучение.
Проблеме использования интерактивных методов обучения посвящены исследования А.Е. Авдюковой, В.А. Вакуленко, Г. Блумера, Д.М. Болдуина, П.Д. Гаджиевой, В.К.Дьяченко, Д.Н. Кавтарадзе, М.В.Кларина, Е.В. Коротаевой, Д.А. Махотина, П.И. Пидкасистого, А.Ю. Прилепо, А.В. Хуторского и др. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений.