Урок по математике в 4 классе
Нахождение нескольких долей целого
Коноплева Елена Михайловна
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: создать благоприятные условия для формирования умений обучающихся решать задачи на нахождение нескольких долей целого, составить памятку по нахождению нескольких долей от целого.
Задачи урока:
- образовательные: актуализировать знания, приобретенные при изучении математики по данной теме; отрабатывать умение находить долю от целого; тренировать умение школьников решать задачи по алгоритму.
- развивающие: развитие памяти, внимания, различных сторон мыслительной деятельности( анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей).
- воспитательные: воспитывать интерес к учебе, к предмету, воспитывать самостоятельность, формировать коммуникативные навыки.
УУД:
Предметные
- осуществлять выбор действия при решении практических задач на нахождение нескольких долей целого, выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии.
Метапредметные:
Личностные:
-находить общие цели и пути их достижения, распределять роли в совместной деятельности, устанавливать связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется
Регулятивные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; выполнять действия по алгоритму, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Познавательные:
-применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать содержание заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.
Коммуникативные:
-формировать умение обосновывать свой выбор; умение работать в паре, группе, использовать речь для регуляции своего действия.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Будьте все внимательны
А ещё старательны.
Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, классную работу.
2. Актуализация знаний
1)Индивидуальная работа по карточкам
Реши уравнения.
65-х=75:15
х+420=1200-550
Х-16=102:6
2) Индивидуальная работа у доски
Вычисли удобным способом.
23+24+25+26+27
36+25+64+100+75
3) Устный счет.
Запись на доске: 111, 63250, 4362, 550671, 1678.
- Прочитайте числа.
- Назовите число, в котором только единицы I класса; I и II класса.
- Назовите числа, в которых отсутствуют разряды; назовите разряды.
б) Продолжи ряд чисел:
500003, 500002, 500001, ..., ..., ... .
3. Самоопределение к деятельности
Представьте себе такую ситуацию:
-В нашу школу для детей начальных классов привезли 120 новогодних подарков. Нашему классу достанется ¼ часть всех подарков. Сколько подарков останется нам, а сколько мы должны будем отдать в другие классы?
-Можем мы сразу ответить, сколько подарков останется нам, а сколько отдадим в другие классы? (Нет, сначала нужно узнать, сколько останется нам, а потом - сколько отдадим)
- Выше сказано, что нам достанется только часть подарков, а не все. Как вы думаете, это мы должны будем найти целое число или его долю? (Долю)
-Могут ли похожие ситуации и задачи случаться в жизни? (Да)
-Как вы думаете, существует ли какой-то одинаковый порядок действий при нахождении доли от целого числа?
-Нужен ли он и для чего? (Да, для того, чтобы можно было легко решать такие задачи)
-Сможем ли мы с вами попробовать составить этот порядок действий и записать его? Как он называется? (Памятка, шпаргалка)
-Сформулируйте тему урока
Тема: Нахождение нескольких долей целого.
Какие цели мы поставим на урок?
1. Научится находить несколько долей от целого
2. Научится решать похожие задачи (на нахождение долей целого)
3. Составить памятку по нахождению нескольких долей от целого.
4. Работа по теме урока.
Практическая работа
(У каждого ученика полоски цветной бумаги длиной 20 см)
-Возьмите полоску. Измерьте ее длину.
-Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4)
-Как вы думаете, чему равна длина одной доли?(5 см)
-Как вы определили?(20:4=5 см)
-Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.
-Напишите на каждой доле ее длину. Чему равна длина двух таких долей? (10 см)
-Как вы узнали? ( Число 5 повторяется 2 раза: 5х2=10см)
-Чему равна длина трех таких долей?(15 см)
-Как вы узнали? (Число 5 повторяется 3 раза: 5х3=15см)
Работа по учебнику.
-Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.64. Ответьте на вопросы, выполните задания.
-Что находили в первом действии? (Сколько см в одной пятой доле.)
-Что находили во втором действии? (Длину четырех таких долей)
-Выполните упражнение №291 на стр. 64 учебника. Начертите в тетради отрезок длиной 60 мм.
Нам надо узнать, сколько мм в 5/6 отрезка. Что будем находить в первом действии? (длину 1 части)
-Как найти длину 1 части?(60:6, т.к. доли шестые)
-Что будем находить во втором действии? (Длину пяти таких долей)
-Как найти длину пяти таких долей?(10х5, т.к. число повторяется 5 раз)
Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
5. Физкульминутка
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Ручки поднимаем,
Ручки опускаем,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Птички прилетели
И тихонько сели.
6. Закрепление изученного материала
-Давайте выполним задание № 299 стр. 65 учебника.
-Прочитайте задачу.
-Сделайте схематический чертеж к задаче. Сколько метров провода купили?(5 мотков по 56 м)
-Отметьте это на схеме.
-Какую часть провода израсходовали? (Две седьмых)
-Отметьте это на схеме.
-Как можно узнать, сколько метров провода израсходовали?
-Как узнать, сколько метров провода осталось?
Решение:
- 56х5=280(м)-купили
- 280:7=40(м)-одна седьмая часть всего провода
- 40х2=80(м)-две седьмых части
- 280-80=200(м)
Проверка, самооценка.
Перед тем, как составить памятку по нахождению нескольких долей от целого, ответьте на вопросы:
-Что мы делали в первую очередь? (Делили целое на равные части)
-Затем? (узнавали, чему равна одна часть)
-Потом? (одну часть умножали на нужное количество частей)
Вспомните порядок действий при решении задач сегодня на уроке, составьте и запишите его в тетрадь для правил по математике. Составьте памятку.
Пользуясь памяткой, ответьте на вопрос, который прозвучал в начале урока: сколько подарков останется в нашем классе, а сколько отдадут в другие?
7. Рефлексия
Выполните задание под красной чертой «Проверь себя» на стр. 64 самостоятельно (вариант 1-красный квадрат, вариант 2-синий квадрат). Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга.
8. Подведение итогов урока.
-Кто напомнит тему сегодняшнего урока?
- Какие цели мы ставили в начале?
-Удалось ли нам их достичь?
-Как найти несколько долей числа?
-С какими заданиями вы сегодня легко справились?
-Какие задания вызвали затруднения?
-Оцените свою работу.