Формирование навыков устных вычислений в начальной школе
Герцова Елена Ивановна
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Формирование навыков устных вычислений занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математики на этом этапе изучения. Именно в начальной школе формируются основные приёмы устного счета, которые стимулируют мыслительную деятельность ученика, улучшают у детей память, речь, культуру мысли, сообразительность, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах, способность воспринимать на слух сказанное. Важная воспитательная роль устных упражнений они учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Достижения цивилизации, к сожалению, приводят не только к гиподинамии, но и к утрате некоторых умственных качеств. Это в полной мере и относится к способности считать в уме. Практика работы в школе указывает на трудности формирования у школьников навыков счётно-вычислительной деятельности.
Вычислять быстро – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Непрочные вычислительные навыки через несколько лет после окончания школы пропадут, поэтому формирование вычислительных навыков учащихся остается актуальным и в настоящее время.
Проблема формирования устных вычислительных навыков при обучении детей математике в начальной школе всегда была и остается актуальной. В течение первых четырех лет обучения учащиеся должны не только усвоить приёмы устных вычислений, но и приобрести твёрдые вычислительные навыки. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное, а также практическое значение.
Устные вычисления имеют возможность развить у учеников следующие навыки:
они могут помочь в усвоении вопросов теории арифметических действий кроме этого помогают лучше понять письменные приёмы;
в процессе выполнения устных заданий появляются возможности для развития памяти, языка, внимания, скорости реакции способности восприятия сказанного на слух задания;
важно не забывать, что умение вычислять устно может пригодиться в ситуациях, когда решение задачи в письменном виде, что особенно актуально сейчас, или при отсутствии электронных средств вычисления.
Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка”: важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Исторически сложилось, что одним из этапов урока является устный счет, где детям предлагаются разные виды и формы устных упражнений. Этот этап очень важен, так как именно здесь происходит подготовка детей к восприятию нового. Устные упражнения способствуют выработке вычислительных навыков, быстрой обратной связи, повышают эффективность урока, дисциплинируют детей в начале урока и помогают снять усталость в конце урока. Выполнение устных упражнений позволяет учителю вырабатывать беглость счета, самостоятельность выполнения, судить о степени усвоения материала. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность детей, развивают память, математическую речь, внимание, наблюдательность, позволяют экономить время.
Целями данного этапа урока можно определить следующее:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
При проведении устных вычислений учителю надо придерживаться следующих требований:
- упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
- задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими». Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Немаловажную роль при проведении устных упражнений играет форма их подачи. Всем известно, что дети запоминают все, что интересно и занимательно. Поэтому важно учителю преподнести материал таким образом, чтобы в максимальной степени развить у детей любознательность к нему, вызвать заинтересованность. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся, что позволит сделать работу школьников более продуктивной.
Готовясь к уроку, учитель должен наметить целевую установку устных вычислений и соответственно этому подобрать упражнения, соблюдая строгую последовательность в подборе материала. Устный счёт актуализирует знания детей, необходимые именно на данном уроке. Выбирает из массы полученных знаний те, которые способствуют открытию нового материала, а не запоминанию в готовом виде.
Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне навыка.
Для проведения устных упражнений существует множество форм их проведения, но все они являются деятельностными, позволяют каждому ученику проявить свои умения соответственно возрасту, интересам, уровню развития, создают ситуацию успеха.
Часто на уроках используются наглядные пособия и разнообразный дидактический материал. Чтобы разнообразить формы занятий по устному счету и развить зрительную память, учитель должен время от времени проводить устные вычисления молча, записывая четко пример или задачу на классной доске. Но это отнимает много времени, и потому в чередовании слуховых и зрительных упражнений большую помощь оказываю плакаты (на которых пишут примеры или задачи), таблицы, счетные фигуры и другие наглядные пособия.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и развития личностных качеств ребенка.
Устные вычисления на уроках математики может быть представлен разнообразными формами. Это может быть математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое. Также к устным вычислениям можно отнести алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
· К устному счету должны привлекаться все ученики.
· При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1) Нахождение значений математических выражений.
2) Сравнение математических выражений.
3) Решение уравнений.
4) Решение задач.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.
Формы восприятия устного счета:
1. Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) - при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2. Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) - запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3. Комбинированный.
А также:
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы.
Устный счет присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно использовать полученные знания для усвоения новой информации. Система устных вычислений должна ориентироваться на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний.
Список литературы:
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984
2. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для начальной школы. М.: ”Просвещение” 1989г.
3. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1
4. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6
5. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 1998г.
6. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2
7. Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучению математики в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1975г.