Проект «Сложение и вычитание в пределах 20»
Травкина Татьяна Александровна
учитель начальных классов
БГОУ СОШ № 254 г.Санкт-Петербурга
Как добиться на уроке, чтобы материал был усвоен каждым учеником, стал для него личносто-важным, ведь дети такие разные.В одном классе находятся дети с разными путями восприятия информации: кинестетики, аудиалы, визуалы. Значит, подача материала должна происходить по-разному. Тему «Сложение с переходом через десяток» мы начали ещё в 1 классе. Почему же так много ошибок у моих второклассников? Я стала искать способы усвоения темы, близкие для каждого ребёнка. Нужно было ответить на вопрос: «Какой способ сложения для тебя любимый?». А можно ли полюбить способ вычисления так же, как любимые конфеты?
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Данный проект представляет собой систему проектных задач по теме "Сложение с переходом через десяток".
1 ЭТАП
После проведённой проверочной работы встаёт проблема: многие ошибочно выполняют действия в пределах 20.
Учитель просит принести фантики от любимых конфет. Оказывается, все любят разные конфеты. А считать, оказывается, тоже можно по-разному. Какой способ будет твоим любимым? Проект, который мы начинаем, поможет тебе в этом.
2 ЭТАП
Методом мозгового штурма пытаемся решить проблему проекта. На доске появляется Звёздочка идей.
Дети предлагают пути решения: повторить счёт, работая в парах
изучить разные способы счёта
математическое домино
придумать математическую сказку
регулярно проводить проверочные работы
сделать математическую игру на данную тему
Конечно, «математическое домино» и «сказка» предложены с помощью учителя.
3 ЭТАП
Все названные действия записываем в форме плана:
1. Домино
2. Разные способы
3. Работа в парах
4. Сказка
5. Игра
6. Итоговая проверочная
4 ЭТАП
Работа по первому пункту плана.
Мы использовали домино как средство обучения детей правильным вычислениям, руководствуясь методикой В.П.Корнеева. Ещё в 1 классе при формировании наглядного образа числа дети работали с домино. Работа продолжена:
●●● ●●●● + ●●● ●● =
●● ●●
Здесь наглядно показано, что для решения математического выражения 9+7= удобнее сложить «пятёрки» , а потом складывать 4 и 2. Методика Корнеева позволяет использовать вариативность выбора способа вычислений.
5 ЭТАП
Работа по второму пункту плана.
Учащиеся обобщают различные способы счёта:
- Нарисуйте 9 красных кружков, потом 7 синих кружков.
- Сколько всего?
- Изображённый выше способ «Домино».
- Знакомый способ «с усиками».
- Способ «добавления до 10». 9 добавляем до 10. К круглому числу легко прибавить 7: 10+7=17 Но у нас не 10, а 9. Нужно из 17 вычесть «лишнюю» единицу. Ответ: 16.
Обязательно каждому нужно выбрать тот способ, который больше всего нравится и выделить его. У каждого ученика есть Проектная папка, которую он поэтапно заполняет. Учитель проверяет листы папки, дает указания по каждому заданию.
6 ЭТАП
Работа по третьему пункту плана.
Учитель готовит карточки с мат.выражениями по данной теме. На каждой карточке с изнанки написан правильный ответ. Все карточки находятся в конверте. Ученик первого варианта достаёт карточку, показывает её соседу, тот называет ответ. Ошибиться при проверке невозможно, так как есть правильный ответ на обороте карточки. Проверяющий раскладывает ответы на две кучки: с правильным ответом и ошибочные. Затем соседи по парте меняются ролями. Работу можно оценить.
7 ЭТАП
Работа по четвёртому пункту плана.
Наконец-то пришло время, когда учитель объяснит, как сказка может помочь в вычислениях! К этому времени многие выяснили, какие именно мат.выражения по данной теме чаще всего вызывают затруднения. Например, это нахождение суммы чисел 6 и 5. Давайте придумаем про них сказку! Пусть 6 и 5 едут в переполненном автобусе, их так прижало друг к другу, что из автобуса вышло число 11. Кто теперь сможет забыть, что 6+5=11 ?!
В сочинённых детьми сказках сталкивались носами 7 и 4, получались две 1 (число 11). Цифры 6 и 5, встретившись на прогулке, превращаются в 11. 6 и 7 после аварии машины становятся числом 13. Висящие на яблоне 7 и 8 падают от ветра вниз, это уже 15. Интересные сказки получились! Все работы прикрепляются на стенд.
8 ЭТАП
Работа по пятому пункту плана.
В учебнике есть замечательная идея для создания математической игры (Лесенка на странице16 учебника Математика). Почему бы не создать свою Лесенку? Придумай любимый персонаж . Что может ждать его на вершине? Рыбака – рыбка, котёнка – бантик на нитке, принцессу – корона. А как расположить конечный ответ? Решили написать его на небольшой листок и спрятать в маленьком конверте в углу листа. Сосчитал – достань ответ и убедись в правильности.
После проверки «лесенок» учителем, можно работать в группах сменного состава. У первого варианта – «лесенки», у второго – маршрутные листы. Первые проверяют соседа второго варианта, на маршрутном листе записывает свою фамилию и значок «справился – не справился» ( + или -) сосед с его заданием. Выполнив одно задание, нужно встать и перейти на свободное место. Эта методика обычно называется «ходим в гости». Каждый работает в своём темпе. Работу можно оценить. Чем больше у тебя в маршрутном листе плюсов, тем выше оценка.
9 ЭТАП
Проведение проверочной работы. В ней даны математические выражения повышенной сложности, такие как 6+5-8=
10 ЭТАП
Все работавшие над проектом получают грамоты-благодарности. А главное – каждый получил свой собственный любимый способ. Мы ведь такие все разные!
Этот проект позволил каждому ребёнку найти свой самый удобный для него способ. Все получили опыт проектной деятельности: умение находить проблему, планировать свою работу, работать по плану, работать в группе, подводить итоги своей работы.
Используемая литература:
В.П.Корнеев. Домино как средство обучения детей правильным вычислениям. СПб.:Издательский дом «Капитель», 2009. – 58 с.:ил.
Математика. Учебник для 2 кл.нач.шк. М.И.Моро, Г.В.Бельтюкова и др.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2008