Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Проект «Сложение и вычитание в пределах 20»

Травкина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

БГОУ СОШ № 254 г.Санкт-Петербурга

 

       Как добиться на уроке, чтобы материал был усвоен каждым учеником, стал для него личносто-важным, ведь дети такие разные.В одном  классе находятся дети с разными  путями восприятия информации: кинестетики, аудиалы, визуалы. Значит, подача материала должна происходить по-разному. Тему «Сложение с переходом через десяток» мы начали ещё в 1 классе. Почему же так много ошибок у моих второклассников? Я стала искать способы усвоения темы, близкие для каждого ребёнка. Нужно было ответить на вопрос: «Какой способ сложения для тебя любимый?». А можно ли полюбить способ вычисления так же, как любимые конфеты?

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

                       Данный проект представляет собой систему проектных задач по теме   "Сложение с переходом через десяток".  

             

1 ЭТАП

      После проведённой проверочной работы встаёт проблема: многие ошибочно выполняют действия в пределах 20.

Учитель просит принести фантики от любимых конфет. Оказывается, все любят разные конфеты. А считать, оказывается, тоже можно по-разному. Какой способ будет твоим любимым? Проект, который мы начинаем, поможет тебе в этом.

 

2 ЭТАП

      Методом мозгового штурма пытаемся решить проблему проекта. На доске появляется Звёздочка идей.

Дети предлагают пути решения:         повторить счёт, работая в парах

                                                        изучить разные способы счёта

                                                        математическое  домино

                                                        придумать математическую сказку

                                                        регулярно проводить проверочные работы

                                                        сделать математическую игру на данную тему

Конечно, «математическое домино» и «сказка» предложены с помощью учителя.

3 ЭТАП

      Все названные действия записываем в форме плана:

                            1.    Домино

                       2.   Разные способы

                       3.   Работа в парах

                       4.   Сказка

                       5.    Игра

                       6.    Итоговая проверочная

4 ЭТАП

      Работа по первому пункту плана.

Мы использовали домино как средство обучения детей правильным вычислениям, руководствуясь методикой В.П.Корнеева. Ещё в 1 классе при формировании наглядного образа числа дети  работали  с домино. Работа  продолжена:

●●●    ●●●●           +           ●●●   ●●   =                                                                                                

 ●●                                         ●●

      Здесь  наглядно показано, что для решения  математического выражения 9+7=  удобнее сложить «пятёрки» , а потом  складывать 4 и 2. Методика Корнеева позволяет  использовать вариативность выбора способа вычислений.

5 ЭТАП

      Работа по второму пункту плана.

Учащиеся обобщают различные способы счёта:

                   -       Нарисуйте 9 красных кружков, потом 7 синих кружков.

                   -       Сколько  всего? 

                   -       Изображённый выше способ «Домино».

                   -       Знакомый способ «с усиками».

             -        Способ «добавления до 10». 9 добавляем до 10. К круглому числу легко     прибавить 7: 10+7=17  Но у нас не 10, а 9. Нужно из 17 вычесть «лишнюю» единицу. Ответ: 16.

      Обязательно каждому нужно выбрать тот способ, который больше всего нравится и выделить его. У каждого ученика есть Проектная папка, которую он поэтапно заполняет. Учитель проверяет листы папки, дает указания по каждому заданию.

6 ЭТАП

      Работа по третьему пункту плана.

Учитель готовит  карточки с мат.выражениями по данной теме. На каждой карточке с изнанки написан правильный ответ. Все карточки находятся в конверте. Ученик первого варианта достаёт карточку, показывает её соседу, тот называет ответ. Ошибиться при проверке невозможно, так как есть правильный ответ на обороте карточки. Проверяющий раскладывает ответы на две кучки: с правильным ответом и ошибочные. Затем соседи по парте меняются ролями. Работу можно оценить.

7 ЭТАП

      Работа по четвёртому пункту плана.

Наконец-то пришло время, когда учитель объяснит, как сказка может помочь в вычислениях!  К этому времени многие выяснили, какие именно мат.выражения по данной теме чаще всего вызывают затруднения. Например, это нахождение суммы чисел 6 и 5. Давайте придумаем про них сказку! Пусть 6 и 5 едут в переполненном автобусе, их так прижало друг к другу, что из автобуса вышло число 11. Кто теперь сможет забыть, что 6+5=11 ?!

В сочинённых детьми сказках сталкивались носами 7 и 4,  получались две 1 (число 11). Цифры 6 и 5, встретившись на прогулке, превращаются в 11. 6 и 7 после аварии машины становятся числом 13. Висящие на яблоне 7 и 8 падают от ветра вниз, это уже 15.  Интересные сказки получились! Все работы прикрепляются на стенд.

8 ЭТАП

      Работа по пятому пункту плана.

В учебнике есть замечательная идея для создания математической игры (Лесенка  на странице16 учебника  Математика).  Почему бы не создать свою Лесенку? Придумай любимый персонаж . Что может ждать его на вершине?  Рыбака – рыбка, котёнка – бантик на нитке, принцессу – корона. А как расположить конечный ответ? Решили написать его на небольшой листок и спрятать в маленьком конверте в углу листа. Сосчитал – достань ответ и убедись в правильности.

      После проверки «лесенок» учителем, можно работать в группах сменного состава. У первого варианта – «лесенки», у второго – маршрутные листы. Первые проверяют соседа второго варианта, на маршрутном листе записывает свою фамилию и значок «справился – не справился» ( + или -) сосед с его заданием. Выполнив одно задание, нужно встать и перейти на свободное место. Эта методика обычно называется «ходим в гости». Каждый работает в своём темпе. Работу можно оценить. Чем больше у тебя в маршрутном листе плюсов, тем выше оценка.

9 ЭТАП

      Проведение проверочной работы. В ней даны математические выражения повышенной сложности, такие как 6+5-8=

10 ЭТАП

      Все работавшие над проектом получают грамоты-благодарности. А главное – каждый получил свой собственный любимый способ. Мы ведь такие все разные!

      Этот проект позволил каждому ребёнку найти свой самый удобный для него способ. Все получили опыт проектной деятельности: умение находить проблему, планировать свою работу, работать по плану, работать в группе, подводить итоги своей работы.    

 

Используемая литература:

В.П.Корнеев. Домино как средство обучения детей правильным вычислениям. СПб.:Издательский дом «Капитель», 2009. – 58 с.:ил.

Математика. Учебник для 2 кл.нач.шк. М.И.Моро, Г.В.Бельтюкова и др.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2008


 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»