Рабочая программа по альтернативному чтению для ученика 4 класса
Шельвинская Наталья Юрьевна
Учебно-тематический план
Наименование раздела |
Iчетверть |
IIчетверть |
IIIчетверть |
IVчетверть |
Год |
1.Раздел I «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. |
8 ч |
- |
9 ч |
- |
17 ч |
2.Раздел II. «Аудиальное чтение».
|
6 ч |
2 ч |
6 ч |
3 ч |
17 ч |
3. Раздел III Чтение букв и слов («глобальное чтение»).
|
- |
8 ч |
- |
9 ч |
17 ч |
Итого: |
14 ч |
10 ч |
15 ч |
12 ч |
51 ч |
Календарно-тематическое планирование
I четверть
№ п/п |
Наименование раздела |
Тема урока |
Количество часов |
Дата
|
1 |
Раздел I«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. |
Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Слушай и показывай…» |
1 |
02.09 |
2 |
Рассматривание совместно с учащимся картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображение игрушек. |
1 |
04.09 |
|
3 |
Рассматривание совместно с учащимся картин и картинок с доступным им содержанием: изображение игрушек. |
1 |
07.09 |
|
4 |
Рассматривание совместно с учащимся картин и картинок с доступным им содержанием: изображение природы, животных. |
1 |
16.09 |
|
5 |
Разыгрывание вместе с учащимся содержания картин и картинок, используя персонажи настольного театра. |
1 |
18.09 |
|
|
||||
6 |
«Чтение» движений в подвижных играх и двигательных играх-импровизациях: «Бабочки на полянке», «В гостях у ежика», «Ветер, ветер». |
1 |
21.09 |
|
7 |
Работа с пиктограммами из серии «Школьные предметы». |
1 |
30.09 |
|
8 |
Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм. |
1 |
02.10 |
|
9 |
Раздел II«Аудиальное чтение».
|
Совместное с учащимся слушание аудиокассет и побуждение к узнаванию разных звуков природы. |
1 |
05.10 |
10 |
Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. |
1 |
14.10 |
|
11 |
Выбор музыкального инструмента и возможное называние его. |
1 |
16.10 |
12 |
|
Развитие аудиального восприятия учащегося в музыкально-дидактических играх с музыкальными игрушками. |
1 |
19.10 |
13 |
Упражнения на формирование слухового внимания и реакций учащегося на звуковой и речевой сигнал. |
1 |
28.10 |
|
14 |
Привлечение учащегося к слушанию аудиокниг: звучащие книги. |
1 |
30.10 |
|
IIчетверть |
||||
15 |
|
Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащегося навыка слушания сказок. |
1 |
09.11 |
16 |
Разыгрывание совместно с учащимся ситуаций по сказкам. |
1 |
18.11 |
|
17 |
Раздел IIIЧтение букв и слов («глобальное чтение»).
|
Знакомство учащегося с буквой А. |
1 |
20.11 |
18 |
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласной А на основе восприятия их беззвучной артикуляции. |
1 |
23.11 |
|
19 |
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласной О на основе восприятия их беззвучной артикуляции. |
1 |
02.12 |
|
20 |
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласной У на основе восприятия их беззвучной артикуляции. |
1 |
04.12 |
|
21 |
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласной А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции. |
1 |
07.12 |
|
22 |
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой А среди картинок. |
1 |
16.12 |
|
23 |
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой О среди картинок. |
1 |
18.12 |
|
24 |
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой У среди картинок. |
1 |
21.12 |
|
IIIчетверть |
25 |
Раздел I«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
|
Работа с пиктограммами по рабочей тетради. |
1 |
13.01 |
|
26 |
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, на которых изображены школьные предметы. |
1 |
15.01 |
||
27 |
Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и показывай картинку». |
1 |
18.01 |
||
28 |
Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и выполняй движения». |
1 |
27.01 |
||
29 |
Знакомство с пиктограммами «портфель», «читать», «учить». |
1 |
29.01 |
||
30 |
Узнавание учеником предметов для школы. |
1 |
01.02 |
||
31 |
Упражнение в выборе нужной пиктограммы из ряда других. |
1 |
10.02 |
||
32 |
Упражнение в выборе детских книг с иллюстрациями о школе, о безопасном поведении. |
1 |
12.02 |
||
33 |
Упражнение в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков. |
1 |
15.02 |
||
34 |
Раздел II«Аудиальное чтение». |
Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти. |
1 |
24.02 |
|
35 |
Совместное с учащимся слушание аудиокниг. |
1 |
26.02 |
||
36 |
Чтение учителем сказок, песенок, стихов с последующим проведением игр. |
1 |
29.02 |
||
37 |
Чтение учителем сказок, песенок, стихов с последующим проведением игр. |
1 |
09.03 |
||
38 |
Разыгрывание с учащимся театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения. |
1 |
11.03 |
||
39 |
Разыгрывание перед учащимся и совместно с ним сказочных ситуаций с помощью настольного театра. |
1 |
14.03 |
||
IVчетверть |
|||||
40 |
|
Разыгрывание перед учащимся и совместно с ним сказочных ситуаций с помощью пальчикового театра. |
1 |
30.03 |
|
41 |
Разыгрывание перед учащимся и совместно с ним сказочных ситуаций с помощью перчаточного театра. |
1 |
01.04 |
||
42 |
Разыгрывание перед учащимся и совместно с ними сказочных ситуаций с помощью кукол бибабо. |
1 |
04.04 |
||
43 |
Раздел IIIЧтение букв и слов(«глобальное чтение»).
|
Знакомство учащегося с буквой О. |
1 |
13.04 |
|
44 |
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А,О,У на основе восприятия их беззвучной артикуляции. |
1 |
15.04 |
||
45 |
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А,О,У на основе восприятия их беззвучной артикуляции. |
1 |
18.04 |
||
46 |
Дидактические упражнения на выбор букв А,О среди картинок. |
1 |
27.04 |
||
47 |
Дидактические упражнения на выбор букв А,О среди картинок. |
1
|
29.04 |
||
48 |
Упражнения в соотнесении артикуляции. |
||||
49 |
Упражнения в соотнесении артикуляции. |
1 |
11.05 |
||
50 |
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой А среди картинок. |
1 1 |
13.05 16.05
|
||
51 |
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой О среди картинок. |
1 1 |
23.05 25.05 |
||
Самостоятельная работа обучающегося
по альтернативному чтению
4 класс 2,5 ч в неделю
Самостоятельная работа обучающегося по альтернативному чтению
способствует решению следующих задач:
1.Развитие интереса и потребности к речевому общению.
2.Приобретение навыков чтения.
На самостоятельную работу обучающегося выносятся часы:
Наименование раздела |
Iчетверть |
IIчетверть |
IIIчетверть |
IVчетверть |
Год |
1.Раздел «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. |
13 ч |
- |
15 ч |
- |
28 ч |
2.Раздел «Аудиальное чтение».
|
10 ч |
5 ч |
10 ч |
7 ч |
32 ч |
3. Раздел IIIЧтение букв и слов(«глобальное чтение»).
|
- |
12 ч |
- |
13 ч |
25ч |
Итого: |
23 ч |
17 ч |
25 ч |
20 ч |
85 ч |
Класс |
Методические материалы |
Интернет-ресурсы |
4 |
1.БаряеваЛ., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001 2.Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушение речи. Москва, 2004.
|
1.http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html 3.Электронный журнал Экстернат.РФ 4.Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/ 5.Журнал "Здоровье школьника" http://www.za-partoi.ru/ 6.Сайт для детей и подростков "Клёпа" http://www.klepa.ru/
|
Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения
Список литературы
1. Горшков А.И. Гигиена питания. Москва, 1987.
2. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. - Гигиена подростков. Москва, 1987.
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 класс. Москва 2010.
4. Кудрина С.В. Оглянись вокруг. СПб, 2005.
5. Кудрина С.В. Как мы живем (Наблюдаем, размышляем, играем). СПб 2005.
6. Яновская Т.Ю. Как устроен человек? Москва, 2001.
Список учебных пособий
1.Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Москва, 2006.
2.Козырева А.А И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий №4. Ярославль, 1999.
Пояснительная записка
Программа по альтернативному чтению составлена на основании Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г. для учащегося 4-и класса Ющика Семена.
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности ученика надомного обучения Ющика Семена с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит материал, помогающий ему достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Цель:пробудить речевую активность
Задачи:
Образовательные:
·формировать первичные ценностные представления учащегося о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
·знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
·приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
·развивать коммуникативную функцию речи учащегося, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
·создавать условия для пробуждения речевой активности ученика и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
·обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
·формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
·учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
·знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
·использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
·формировать предметные и предметно-игровые действия учащегося. Способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты
·расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
Коррекционно-развивающие:
·развивать фразовую речь;
·способствовать речевой активности учащегося;
·развивать внимание;
·развивать память
Воспитательные:
·расширять круг общения;
·развивать эстетическое и этическое восприятие;
·совершенствовать средства общения.
Программа направлена на развитие интереса и потребности к речевому общению, приобретению навыков чтения не только букв, слогов и слов, но и «чтению» изображений, иллюстраций. Обучение носит сугубо практическую направленность, не требует от обучения обучающегося соблюдения четких правил. Конечная цель обучения чтению заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно «читать» вывески на магазинах, узнавать продукты питания по упаковке и т.п.
Общая характеристика учебного предмета
В ходе обучения осуществляется межпредметная связь с занятиями по развитию устной речи и окружающему миру, рисованию и др. Рекомендуется использовать художественную литературу, чтение стихов, загадок, прослушивание музыки, аудиокниг.
Обучение проводится в следующих направлениях:
- «чтение» изображений на картинках, циклограммах;
- аудиальное чтение
- чтение букв и слов.
Применяются следующие виды работ: прослушивание; рассказывание с опорой на наглядный материал, с помощью наводящих вопросов, с использованием раздаточного материала; чтение букв и слов; пересказ; заучивание наизусть.
Предмет«Альтернативное чтение» является частью федерального компонента базового учебного плана.
Количество часов в неделю по учебному плану – 1,5
Количество часов в год – 51