Статья
Ознакомление с лирическими стихотворениями
как средство литературного развития младших школьников
Попова Ирина Валентиновна,
преподаватель СПб ГБПОУ
Педагогический колледж №8
Цель нашей статьи – представить результаты выявления и исследования литературного развития младших школьников посредством ознакомления их с лирическими стихотворениями. В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется проблемам литературного развития младших школьников, которое обеспечивает качественный уровень становления гармоничной, духовно – нравственной личности ребенка. Следует признать, что современное подрастающее поколение все чаще проводит свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшней день актуальность решения проблемы литературного развития очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, планшеты и плейстейшены, трудно заставить ребенка взять в руки книгу.
К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать; общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры с целью противодействовать этому явлению. В странах, где чтению уделяется должное внимание, приобщение к нему становится не только педагогическим, но и социальным, экономическим и политическим делом. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению (особенно лирических произведений) и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Тенденция падения интереса к чтению в России, а также низкого уровня литературного развития школьников – тревожные явления для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем; хорошие читатели, у которых соответственно и высокий уровень литературного развития, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, они лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Читающий человек – культурный, социально защищенный, свободный в своей философии. Литературное развитие трактуется в методике как возвратной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также как процесс развития собственного литературного творчества детей.
А. Г. Ковалев в своих исследованиях показывает особенности литературного развития младших школьников, а именно:
1. Впечатлительность.
2. Наблюдательность.
3. Творческое воображение.
4. Словесное воплощение.
В. Г. Маранцман дает другие показатели литературного развития учеников начальной школы:
1. Потребность чувство, представление, мысль выразить в слове и добиться адекватности их соотношения.
2. Потребность образной конкретизации слова.
3. Эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи.
4. Целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей частей текста, концепционное восприятие композиции.
Известны две школы по диагностике литературного развития младших школьников (школа Л.Г. Жабицкой и Л.Г. Маранцман). Обе школы выдвигают основной критерий литературного развития, который проявляется в непосредственном читательском восприятии. Но школа В.Г. Маранцмана называет и дополнительные критерии, а именно:
- объем литературоведческих знаний;
- направленность интересов, начитанность школьников;
- умения, связанные с анализом художественного произведения;
- умения, связанные с литературным творчеством детей;
- мотивы чтения, установки, последействия произведения.
Л.Г. Жабицкая и В.Г. Маранцман утверждают, что для детей начальной школы характерны четыре уровня литературного восприятия художественного произведения:
1. Фрагментарный уровень (если дети начальной школы на этом уровне, то это считается показателем отставания в их литературном развитии).
2. Констатирующий уровень - уровень для 1-2 класса.
3. Уровень «героя» – для детей 3-4 класса.
4. Уровень «идеи» 4 – 5 класс.
Чтобы узнать все особенности литературного развития младших школьников, мы воспользовались методикой Л.Г. Жабицкой и В.Г. Маранцмана, прочитав стихотворение «Прощание с другом» Валентина Берестова. Младшие школьники отвечали на вопросы в анкете (1. Понравилось ли тебе стихотворение? 2. С какой интонацией ты будешь читать это стихотворение? Будет ли интонация меняться по ходу чтения? 3. Почему меняется ритм стихотворения: в начале строчки длинные, а в конце – короткие? 4. От чьего имени написано стихотворение? Почему ты так считаешь? 5. Как ты думаешь, рассказчик и автор одинаково относятся к описываемым событиям?). Пользуясь этой методикой, мы выявили, что 75% учащихся экспериментального класса находятся на фрагментарном уровне и 25% - на констатирующем уровне, уровень «героя» и уровень «идеи» - сводятся к 0%. Для повышения уровня литературного развития мы взяли за основу лирические стихотворения. В начале своего пути мы дали определение «лирическое стихотворение - это стихотворение, в котором переданы чувства, переживания, состояние души поэта, автора, художника». Дети учились анализировать стихотворения, старались понимать настроение автора, учились выразительно читать строки, определять средства художественной выразительности автора; понравившиеся стихотворения заучивали наизусть. Нами были использованы самые разнообразные приемы ознакомления детей начальной школы с лирикой: рисование красивых строк из стихотворения, картин, словесное рисование, рассматривание картин известных художников «Времена года», объяснение мотивировки выбора стихотворения, семейное чтение, конкурс чтецов и др. Учась анализировать лирические стихотворения, мы посетили библиотеку, где каждый ученик самостоятельно выбирал книгу и лирическое стихотворение, читал его вслух, после чего все вместе обсуждали и анализировали стихотворение.
При завершении нашего исследования, в контрольном эксперименте, мы воспользовались этой же методикой Л.Г. Жабицкой и В.Г. Маранцмана, которая помогла нам выявить новые результаты после преобразующего эксперимента: оказалось, что после проведенной работы на фрагментарном уровне уже находится 50% учеников (меньше на 25% ); на констатирующем – 33%, на уровне «героя» - 17% (было 0%).
Нами выбранная методика показала , что уровень литературного развития младших школьников повысился. Мы сделали вывод, что одного – двух месяцев по углубленному ознакомлению младших школьников с лирикой мало для конечного результата, но если двигаться в этом направлении, то можно добиться хороших результатов в литературном развитии учеников.
Список использованной литературы:
1. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения// начальная школа – 2004. - №5. – с.16 - 20
2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Издательский центр «Академия», 2007. – 320с.
3. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Москва «Высшая школа» 2003
4. Рыжова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования.// Москва Издательский цент «Академия» 2007
5. Светловская Н.Н., Пиче – ООЛ Т.С. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. Москва «Академия»2008