Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка нестандартного открытого урока в технологии  мыследеятельностной педагогики (развитие  способности  понимания)
Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению
2 класс

Урок по произведению Михаила Исаковского "Вишня"

Коржевская Людмила Вячеславовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2097 Москвы

 

Какая технология используется:развитие способности понимания.       

Что будут осваивать учащиеся:способ понимания того, что может сделать человека счастливым.

Предмет понимания:понятие "счастье".

Чем владеют учащиеся на уровне 2 класса:

- воспринимают на слух текст в исполнении  учителя;

- умеют осознанно читать;

- способами анализа художественного произведения( определение жанра, темы произведения, установление последовательности событий текста, составление характеристики героев);

На каком предметном материале будет реализовываться освоение нового способа действия:

- стихотворение Михаила Исаковского "Вишня",

-  задания для индивидуальной и групповой работы, составленные учителем с учётом усвоения учащимися материала по теме урок

Система заданий, обеспечивающая освоение учащимися заявленного содержания :

1.Этап организации вызова.

Индивидуальная работа с понятием "счастье".

Групповая работа над раскрытием понятия "счастье".

Эмоциональное чтение стихотворения М.Исаковского "Вишня".

2.Этап воспроизведения детьми  того уровня знаний о предмете понимания, каким они владеют на момент занятия.

Групповая и межгрупповая коммуникация по выявлению основного чувства, вызванного стихотворением.

3.Выдвижение первичных версий.

Групповая и межгрупповая коммуникация по выдвижению первичной версии.

Формулирование общей версии в процессе межгрупповой коммуникации.

4.Схематизация первичной версии. Знаковая фиксация данных версий в рисунках и схемах.

Групповая работа по схематизации первичной обобщённой версии с опорой на возникающие зарисовки.

5.Организация коммуникации по обсуждению данных версий с опорой на возникающие зарисовки.

Групповая и межгрупповая коммуникация при раскрытии понятия "бескорыстие".

Групповая работа по углублённому анализу стихотворного текста с целью понимания способа достижения счастья героем стихотворения.

6.Вторичное выдвижение версий по исходной схеме.

Групповая работа по выдвижению вторичной версии  и формулирование обобщённой версии.

Формулирование общей версии в процессе межгрупповой коммуникации.

Групповая работа по схематизации вторичной обобщённой версии.

7.Фиксация способов понимания, обозначение приращения в знаниях об исходном предмете.

Сравнение первичной и вторичной схем.

Групповая работа - фиксация способа понимания.

8.Итоговая рефлексия.

Групповая и межгрупповая коммуникация по подбору фразеологизмов, подходящих к стихотворению.

Индивидуальная работа, направленная на закрепление способа "быть счастливым", совершая бескорыстные поступки.

За счёт чего учащиеся будут включены в деятельность.

1.Групповая и межгрупповая коммуникация на всех этапах организации учебной ситуации.

2.Коллективная работа над понятием определений "счастье",

"бескорыстие".

3.Разные формы работы: анализ текста, коллективное обсуждение, практическая работа в группах, выведение версий, создание схем к версии в процессе выполнения работы в группе.

4.Индивидуальные задания, направленная на самоопределение учащимися в понимании счастья.

 Организация учебной ситуации.

   Орг. момент.

Звучит куплет из песни "Дорогою добра".

Приветствие детей. Напоминание  об организации работы на уроке:

работа в группах ( 4 человека в группе), каждый этап фиксируется на оценочной доске.

1.Организация вызова.

- Ребята, я просила вас подумать дома над тем, как бы вы закончили фразу : "Человек бывает счастлив , когда....".

Подумайте  и сейчас допишите только окончание этой фразы на своём листочке ( не более 5 слов).Время на выполнение - 1 минута.

- Вывешиваем свои ответы на доску.

Учитель зачитывает ответы.

- Мы  постарались понять, что каждому из нас может доставить

счастье.

Сейчас я предлагаю в группах подумать и дать определение, что же

такое счастье. Время на выполнение - 1 минута.

Задание№1

У каждой группы лист-заготовка с началом фразы.

 

Счастье -

 

 

Предполагаемые ответы:

счастье -исполнение желаний,

счастье - радость в жизни,

счастье - когда всё получается,

счастье - удовольствие.

Версии  вывешиваются на рабочие места групп.

- Версии каких групп можно объединить? Проголосуйте карточками с номерами групп.

А теперь давайте сравним ваши версии с определением понятия счастья в толковом словаре.

На экран выводится СЛАЙД№1

 

Счастье - удовлетворённость жизнью, чувство радости, наивысшего удовольствия.

 

 

У каждой группы есть определение счастья на листе .

- Ещё раз посмотрите на определение счастья, распечатанное на листе или на экране, сравните со своими определениями на доске,

выберите наиболее точную версию, проголосуйте одним магнитом.

Балл на оценочную доску получает группа, набравшая большее число магнитов.

Определение счастья из толкового словаря учитель помещает на фиксирующую часть доски.

- Сегодня мы будем размышлять над стихотворением Михаила Исаковского "Вишня".

- Перед вами лист со стихотворением. Я буду читать, а вы следите по тексту.

Эмоциональное чтение учителем стихотворения.

 2.Воспроизведение учащимися того уровня знаний о предмете понимания , каким они владеют на момент занятия.

- Ребята, посовещайтесь и напишите на чистом  листе - какое чувство вызвало у вас это стихотворение. Напишите только одно чувство - преобладающее в вашей группе.

Ответы вывешиваются на доску.

- Какая группа хочет пояснить почему у них возникло это чувство?

Представители из групп, желающих ответить, поясняют свои чувства. 

3.Выдвижение первичных смысловых версий .

Задание№2

- На листе №2 ответьте на вопрос "О чём это стихотворение ?" ,

закончив фразу "Это стихотворение о ..........."Время- 2 минуты.

У каждой группы лист- заготовка с началом фразы

Это стихотворение о ...............................................................................

 

....................................................................................................................

 

 

Предполагаемые ответы:

- о старике и вишне;

- о бескорыстном поступке старика;

- о замысле старика;

- о мечтах старика;

- о доброте старика

 

Ожидаемая версия : о том. как старик решил посадить вишню.

Ответы вывешиваются на доску.

- Посмотрите и подумайте, посовещайтесь в группе. ответы каких групп , по вашему мнению, не являются версиями?(Если такие выявили - учитель снимает их с доски).

- Версии каких групп можно объединить? Проголосуйте карточками с номерами этих групп.

Выберите наиболее точную версию, проголосуйте за неё одним магнитом.

Группа, чья версия получила наибольшее количество магнитов -

ставит себе балл в оценочную таблицу на доске. Выбранную версию учитель помещает на фиксирующую часть доски.

4.Знаковая фиксация версии в рисунках и схемах.

Задание№3( чистый лист)

- Возьмите лист и нарисуйте схему, отображающую нашу первичную версию.

Учитель ещё раз обращает внимание на словесную версию , к которой они пришли: о том, как старик решил посадить вишню.

Предполагаемая схема:

 

 

Дети вывешивают схемы.

- Посмотрите, есть ли среди представленных схем те, которые не отражают нашу версию. Поднимите номер группы, которая, не справилась с заданием. Если есть - убираем с доски.

- Какие версии можно объединить? Поднимите их номера. Похожие

версии объединяются.

Среди оставшихся голосованием (один магнит от группы) выбираем наиболее точную.

Группа, набравшая наибольшее число магнитов - ставит себе балл(магнит) на оценочную доску.

 

 

 

5.Организация коммуникации по обсуждению данных версий с опорой на возникающие зарисовки.

 - Чтобы выполнить следующие  2 задания - надо очень внимательно читать текст и анализировать его. Устный ответ на задание№5  будет давать группа, которая выполнит задания раньше,  аккуратнее, правильно, и которая работает организованно и дружно. Но я оставляю за собой право спросить любую группу.

За правильный устный ответ - балл. За верный ответ , выбранный в тексте - тоже балл.

Задание№4(напечатано на листе и озвучивается учителем).

- Что хотел сделать старик с вишней в начале стихотворения?

Ответьте устно и  подчеркните зелёным цветом строчку в стихотворении, которая  доказывает ваш ответ.(30 сек.)

(Подчеркнуть надо строку:

И довольный нёс её домой.Правильный устный ответ: хотел вишню посадить дома .)

Представители от групп вывешивают на доску текст с подчёркнутой строчкой.

Группы проверяют правильность выполненного задания. Неверные ответы снимаются.

Из оставшихся групп, отвечает та, которая первая просигналила светофорчиком о своей готовности, работала более организованно.

- Группы,  оцените свою работу баллами-магнитами на оценочной доске. Если правильно подчеркнули строку - балл, дали верный устный ответ - балл.

Задание №5( напечатано на листе и озвучивается учителем).

- Как изменились мысли старика о вишни спустя некоторое время?

Подчеркните синим цветом ответ на вопрос в стихотворении - 2 строчки. (30 сек.)

(Подчеркнуть надо строки:

И подумал: "Дай - ка  я на память    

У дороги  вишню посажу.)

Дети вывешивают текст с выполненным заданием.

Группы проверяют правильность выполненного задания. Неверные ответы снимаются.

Группы, которые верно подчеркнули строки, ставят себе балл на оценочную доску.

- Подумайте над вопросом :

" Для чего старик решил посадить вишню у дороги, а не у себя дома?"

Вы ответите на этот вопрос, если закончите фразу на листе№6.

Задание№6

Старик решил посадить вишню у дороги для того, чтобы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

 Будьте готовы подтвердить свой ответ строчками из стихотворения.

Варианты ответов:

- порадовать людей;

- вишня радовала людей цветами;

- люди отведали спелых ягод;

- люди могли отдохнуть в тени вишни;

- вспоминали о нём.

Дети вывешивают на доску свои варианты ответов, совещаются по группам и находят неверные ответы. Доказывают свои ответы строчками из стихотворения. Объединяют голосованием похожие ответы, находят более точную обобщённую версию, голосуют за неё магнитом. Группа, получившая большее число магнитов, ставит себе балл на оценочную доску.

Ответ, выбранный детьми, вывешивается на фиксирующую часть доски.

Задание№7

Возьмите  лист с заданием№7. Вам надо обвести в зелёный кружок

краткий ответ на вопрос. Вы обводите либо ответ - ДА (была),

либо ответ - НЕТ(30 сек.)

Лист-заготовка

Была ли в замысле старика (посадить вишню у дороги ) выгода для него?

ДА(была)               НЕТ

Верный ответ -НЕТ.

Дети вывешивают ответы на доску, находят голосованием неверные ответы, учитель их снимает с доски.

- Дополнительный балл получит группа, которая первой найдёт и прочитает в стихотворении  строчки, доказывающие, что старик

не думал о выгоде?

(Строчки, подтверждающие верный ответ:

А не вспомнят - экая досада,

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай, не надо,

Всё равно я вишню посажу!)

Группа, прочитавшая верные строки, отвечая на вопрос - получает дополнительный балл. Группы ставят себе баллы на оценочную доску.

Задание№8

Лист с вопросом.

Как называется  качество человека, который делает добро, не ожидая награды, личной выгоды?

- Напишите под вопросом ответ одним словом.

Верный ответ : бескорыстие.

Предполагаемые ответы:

- доброта,

- искренность,

- благородство,

- добродушие

Группы находят неверные ответы, учитель снимает их с доски. Одинаковые ответы объединяются. Группы одним магнитом голосуют за один из ответов.

 - А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим верно ли мы определили душевное качество нашего главного героя стихотворения.

На экран выводится СЛАЙД№2

 

Бескорыстие - отсутствие корысти, личной выгоды.

 

 

- Верно ли мы назвали качество? Группы, справившиеся, ставят себе балл на оценочную доску.

Определение вывешивается на фиксирующую часть доски.

- Ребята, давайте ещё раз вспомним что мы поняли с вами  (учитель обращает внимание на фиксирующую часть доски - старик был бескорыстным, посадил вишню , чтобы подарить радость, счастье людям.

А теперь подумайте и напишите  ответ на вопрос задания№9

Задание№9

Какое чувство ощутил старик, решив сделать добро людям, посадив для них вишню?

Чистый лист положите горизонтально и напишите это чувство.

Ожидаемый ответ: счастье.

Предполагаемые ответы:

- радость,

- грусть,

- удовольствие.

Ребята вывешивают ответы, посовещавшись в группах, находят неверные, объединяют похожие(радость, счастье),голосуют одним магнитиком от группы, оценивают работу своей группы, проставляя баллы на оценочной доске.

Ответ  СЧАСТЬЕ вывешивается на фиксирующую часть доски.

6. Вторичное выдвижение версии по исходной схеме.

- Давайте вспомним нашу первую версию:

- О чём стихотворение? (учитель напоминает первую версию).

-Теперь мы поняли каким душевным качеством обладал старик и главное - что он ощутил, решив посадить вишню для людей.

Ещё раз подумайте и напишите

- О чём это стихотворение?

Запишите итоговую версию на листе№10, закончив фразу

Задание№10(2 мин.)

Это стихотворение о ...........................................................................

................................................................................................................

 

 

Ожидаемая версия : о том, что человек  может стать счастливым, делая добро людям.

Версии:

- о счастье старика;

- о том, что может сделать человека счастливым,

- о счастье бескорыстного человека;

- о счастье человека,

- о бескорыстном поступке, который  делает человека счастливым.

Версии вывешиваются на доску. Группы сигнализируют об ответах, которые не являются версиями. Эти ответы убираются с доски. Из оставшихся версий при помощи голосования магнитами (один магнит от группы)  дети выбирают наиболее точную.

Группа, версию, которой выбрали, ставит себе балл(магнит) на оценочную доску.

Итоговая версия вывешивается на доску рядом с первичной версией.

Задание№11

На чистом листе(№11) засхематизируйте нашу итоговую версию.

Учитель напоминает итоговую версию.

 Ожидаемая схема - версия:

 

 

 

 

 

 

Дети вывешивают схемы.

- Выбираем наиболее точную схему нашей итоговой версии.

- Есть ли схемы, которые не соответствуют нашей итоговой словесной версии? Обсудите (30сек.).Просигнализируйте светофорчиком, если вы увидели такую схему.

 

 Группа, увидевшая такую схему - аргументирует , все группы голосуют, и после этого учитель убирает эту схему с доски.

- Какая из оставшихся схем наиболее точно отражает нашу версию?( 30 сек. совещаемся в группах).Голосование одним магнитом от группы.

Группа, чью схему выбрали, ставит себе балл(магнит) на оценочную доску.

Выбранную схему учитель помещает рядом с итоговой версией на фиксирующей части доски.

 

7.Фиксация способов понимания и обозначение приращения в знаниях об исходном предмете.

Задание№12

- Какой  новый способ действий  мы открыли для себя сегодня, когда поняли,  о чём это стихотворение? Напишите на листе.(1мин.)

Предполагаемые ответы:

- узнали новые понятия,

- узнали о том, что такое счастье.

- открыли, что счастье бывает разное

Ожидаемый ответ: открыли способ быть счастливыми,

делая добро другим.

Ответы групп вывешиваются на доске. Группы обсуждают и находят версии, которые не являются ответом на вопрос о способе действий. Эти ответы снимаются. Группы голосованием (1 магнит от группы) выбирают наиболее точный ответ.

Группа, чей ответ выбрали,  получает балл(магнит) на оценочную доску.

- Ребята, а давайте и вернёмся к началу урока и вспомним размышления о том, когда человек бывает счастлив.

Может кто-то из вас уже раньше знал о б этом способе быть счастливым?

Учитель возвращается к индивидуальному заданию, которые дети выполнили в начале занятия,( закончив фразу: "Человек бывает счастлив, когда.....") Дети находят свои ответы, в которых говориться о добрых поступках для других

8.Итоговая рефлексия.

Задание№13

Переверните лист№13  - это фотография цветущей вишни.

Сверху скрепкой прикреплены фразеологизмы на полосках бумаги. Вы должны выбрать из них те, которые подходят к стихотворению, приклеить их сверху на фотографию цветущей вишни, суметь объяснить, почему вы выбрали именно эти фразеологизмы.(1 мин.)

Фразеологизмы:     

душа ушла в пятки,

большой души человек,

на душе кошки скребут,

делает от всей души.

Дети выполняют задания и вывешивают на рабочие места групп.

- Просигнализируйте красным цветом, если увидели ошибку у какой -либо группы. Отвечает группа, которая первой подняла красный цвет. Остальные голосуют - согласны или нет.

Посовещайтесь и объясните, что значат выбранные вами фразеологизмы и почему они подходят к стихотворению.

За верное объяснение одного из фразеологизмов группа получает балл. Время для обсуждения - 30 секунд. Я могу спросить любую группу, но буду учитывать дисциплину и слаженность работы в группе.

  Ожидаемые ответы:

большой души человек - великодушный, способный на бескорыстные поступки,

делает от всей души - искренне делает хорошее дело, старается.

- Группы оцените, как вы справились с этим заданием

Задание№14

Каждой группе даны 4 листика - они уже подписаны.Найдите каждый свой .Напишите на своём листочке - какой хороший поступок можно совершить бескорыстно, даря счастье себе и другим? Одно предложение.(Время на выполнение - 1 минута).

- Командиры групп, соберите листочки у своей группы. На следующем занятии мы обсудим ваши ответы.

Домашнее задание.

1.Придумайте своё название стихотворению "Вишня",которое

отображало бы нашу итоговую версию.

2.Придумайте продолжение стихотворения - расскажите что произошло потом.(5-6 предложений).

Подведение итогов урока.

Оценка работы групп учителем, подсчёт баллов, выявление группы лидера. Самооценка групп, выяснение причин успеха и неудач путём межгрупповой  коммуникации.

- Спасибо за дружную работу.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»