Конспект открытого урока
Н.Н. Носов, «На горке»
УМК «Школа России»,
учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс
Маркова Елена Евгеньевна,
ГБОУ №133
Тип урока : комбинированный.
Цели урока : познакомить учащихся с биографией и творчеством Н . Н . Носова , его рассказом « На горке»; провести анализ данного произведения.
Задачи урока :
Образовательные:
познакомить детей с рассказом « На горке», его идейным смыслом;
продолжить работу по совершенствованию навыков осознанного, беглого, выразительного чтения
научить составлять картинный план и пересказывать по нему;
формировать читательские умения при работе с текстом.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление;
развивать артикуляционный аппарат, словарный запас, дикцию;
расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей;
воспитывать интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитывать умение дружно, согласовано работать с одноклассниками.
Личностные:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях , умение сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности ,поиска её
осуществления
Формирование умения планировать ,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Формировать умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.
Готовность слушать собеседника и вести диалог
Предметные:
Использование разных видов чтения ,умения давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять план.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с лексическим значением слов, снежинки.
Ход урока.
Организационный момент.
У. - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Подготовка к восприятию..
1. Речевая разминка.
У.- Чтобы выразительно и грамотно читать, начнем урок с речевой разминки
а) Игра "Зеркало".
У. - Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта.
б) Работа по таблице гласных букв. ( Слайд №3)
У.- Работаем по таблице гласных букв. Произнесите их с различными эмоциональными интонациями.
У вас в руке мяч и вам надо бросить его как можно дальше, произнося звуки (дети хором читают буквы, которые показывает учитель).
А сейчас представьте, что у вас на парте маленький пушистый котенок и вы хотите его погладить. Гладим и произносим звуки.
Теперь на котенка напала собака, давайте отгоним ее. Как сейчас будут звучать гласные? (хором по таблице за указкой учителя).
Сейчас передадим голосом настроение испуганного человека.
У.- Оцените свою работу. (работа с листом индивидуальных достижений)
в) Работа над скороговоркой.
У. - Звуки вы произносите хорошо. Прочитайте скороговорку
(Слайд №4)
У. - Какое слово придает скороговорке веселое настроение?
Д. – Весело.
У.- А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки,
Читаем глазами.
А теперь шепотом.
Немного громче.
Еще громче.
А теперь читаем громко и внятно.
Чтение каноном.
Читаем скоро и быстро.
У.- Как можно прочитать скороговорку от лица человека, который насмехается над Марусей? Прочитайте. (1-2 человека).
У. - Мы встретили вежливого человека. Он пожалел Марусю. Как он прочитает этот стишок? (1-2 человека).
У. – Оцените вашу работу над скороговоркой.
У.- Мы не зря читали скороговорки разными интонациями, это нам пригодится для чтения произведения.
2. Сообщение темы урока . Постановка цели.
У. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. (Слайд №5)
Д. – На горке.
У. - Правильно. Произведение называется « На горке».
У. –А написал этот рассказ Николай Николаевич Носов
(Слайд №6)
(Слайд №7)
(Слайд №8)
(Слайд №9)
(Слайд №10)
(Слайд №11)
(Слайд №12)
IV. Усвоение новых знаний.
У. - Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова « На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте.
1.Словарная работа.
Работа над чтением трудных слов и толкование их лексического значения
У. - Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом.
Д. - Сгре-ба-ли сгребали.
У. -Подберите синоним к слову«сгребали». Почему автор вставил в рассказ именно это слово?
Д. – Собирали.
Д. - Сва-ли-ва-ли сваливали.
Д. - Тру-дя-тся трудятся.
У. - А сможете ли вы подобрать антоним к этому слову?
Д. – Ленятся.
Д. - Скольз-ка-я скользкая
Д. - На-пор-тил напортил.
У. - Подберите синоним к этому слову.
Д. – Сломал.
Д. - Чет-ве-рень-ки четвереньки.
У. - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»?
( На доске слайд с толкованием).
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить.
Д. - Двор-ниц-ка-я дворницкая.
У. - Что, по вашему мнению, называется «дворницкой»? От какого слова оно произошло?
Слайд
У. – Где мы можем найти объяснение значения слова дворницкая?
Д. – в толковом словаре.
Слайд
Работа с толковым словарём.
У. – Оцените свою работу.
У. - Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
(Предположения детей).
У. - Давайте послушаем рассказ Н.Н. Носова «На горке»
(использование аудиозаписи рассказа)
У. - Понравился ли вам рассказ? С каким настроением вы слушали его?
У.- Среди ваших друзей есть ребята похожие на Котьку?
Физкультминутка.
-Покажите движения ребят, которые строили горку.
-Покажите, как Котька посыпал её песком.
-Покажите мимикой, как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?
У. – Оцените, как вы выполняли упражнения.
V. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
1.Обсуждение прочитанного .
У.- Перечитаем рассказ «цепочкой».
2. Работа в парах.
У. - Предлагаю вам поработать в парах и придумать свой вопрос к рассказу. Обсудите друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.
У. – Отвечаем на вопросы.
У. – Ребята, я тоже приготовила для вас много интересных вопросов по тексту.
(работа с тестом)
У. – Проверим вашу работу.
(проверка с использованием мультимедийной доски слайд 13 -27)
У. – Оцените выполнение задания.
2. Составление плана.
У.-Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Одной картинки не хватает. Что на ней должно быть нарисовано?
(проверка - слайд № 28)
У. -Что у нас получилось?
Д. -Картинный план.
У. - Давайте, озаглавим каждую картинку.
(Слайд № 29)
- Ребята, а это что у нас получилось? (Словесный план)
У. - Что нам помогает делать план? По какому плану легче пересказывать?
3. Выборочное чтение.
У.- Найдите в тексте и прочитайте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана.
У.- А ко второму пункту плана, какой отрывок подходит?
У. - Найдите часть в тексте, которая относится к третьему пункту плана.
У.- Прочтите, что относится к четвёртой части.
У.- Найдите в тексте отрывок для пятой части плана.
У.- Прочитайте отрывок ,который относится к заключительной части?
4. Пересказ.
У. - Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но давайте усложним задачу. Может быть кто - то попробует пересказать текст от лица Котьки?
Пересказ от лица героя рассказа. (2 человека)
У. -Хорошо! Молодцы.
VI .Закрепление новых знаний.
Работа с пословицами в парах.
( Слайд № 30 )
Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.
(После обсуждения в парах :«Каково решение вашей пары?»)
У. - Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?
У.- Оцените вашу работу в парах.
Д.–Котька засыпал горку снегом и сделал ступеньки. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
VII. Подведение итогов.
У.- С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке ?
-Чему научил нас рассказ Н. Носова « На горке»?
- - Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Н. Носова ?
Рефлексия. - Перед вами лежит снежинка, возьмите её.
У. - Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок . А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Выставление отметок.
VIII. Информация о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
У. -Домашнее задание я вам предлагаю на выбор. Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки.
А ещё хочется пожелать вам: (слайд №31)